Проблемы развития самоуправления в России
Процесс становления самоуправления в России носил противоречивый характер, к тому же он отличался продолжительностью. Реформы, которые принимались, предполагали значительные трансформации, поэтому система местного самоуправления в России довольно медленно принимала новые формы и структурировалась в соответствии с новыми требованиями. Но в той или иной мере самоуправление существовало в России всегда, несмотря на реорганизации, изменение статусов губернаторов, независимо от целей реформирования и путей изменений. Поэтому самоуправление - это часть организации российского общества.
6 октября 2003 года в силу вступил ФЗ №131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", после чего стало появляться множество документов и методичек, в которых объяснялись принципы самоуправления и проблематика процесса. Но реформа идет непросто, поскольку законодательство на субъектном уровне противоречиво и непоследовательно, и провести реформирование единовременно практически невозможно. Часть россиян даже не знает о реформировании, часть в курсе того, что в регионах в рамках демократизации происходят некие изменения, а некоторые уже живут в субъектах, где приняты нормативные акты и документы, обозначающие особенности самоуправления как процесса. Результат реформы - унифицированная модель местного самоуправления, которая вводится по всей стране.
Модель самоуправления предполагает порядок образования и последующего функционирования местных органов власти независимо от субъекта Российской Федерации. Но это противоречит принципам организации местного самоуправления, если говорить о традициях и обычаях, которым как правило придерживаются люди, проживающие в отдельно взятых регионах. Перед регионами, а прежде всего перед руководством регионов, губернаторами стоит задача выполнить определенный перечень изменений в административном устройстве, законодательной системе. Существует строгий шаблон, не учитывающий национальные особенности и специфику местности. Поэтому региону следует "вписываться" в единообразный шаблон, иначе закон не будет принят.
Цели муниципальной реформы сводятся к некоторым результатам, а именно:
- разграничение полномочий между властными субъектами региона;
- распределение зон ответственности между несколькими уровнями власти.
Нельзя не отметить значимую тенденцию реформирования - существенное влияние федерального центра на местное самоуправление. В стратегии центр руководствуется логикой строительства вертикали власти, где значимую роль играет муниципалитет. Несмотря на то, что местное самоуправление призвано учитывать особенности и специфику развития регионов, руководителям необходимо подчиняться высшим органам власти, поэтому стандартизация местного самоуправления неизбежна. С одной стороны, это приведет к тому, что местные органы будут управляемы, но с другой стороны произойдет утрата ценностей и особых норм, которым придерживаются регионы.
Пути оптимизации самоуправления
В России на местное самоуправление до сих пор влияют советские традиции. И раньше, и сейчас органы местного самоуправления имеют формальную автономию. Но современность диктует другие правила, и теперь муниципальные органы ориентированы на то, чтобы с полной отдачей функционировать и преодолевать проблемы и противоречия. Для этого требуется необходимый объем ресурсов для осуществления собственных и делегированных полномочий. Несмотря на то, что организационных форм осуществления местного самоуправления достаточно, и закреплены они на федеральном уровне, все же вовлеченность граждан в жизнь местного сообщества находится на уровне ниже среднего.
Основная проблема состоит в том, что с законодательной точки зрения происходит огосударствление института местного самоуправления. Представители обязаны исполнять государственные полномочия, а также законом предусмотрены формы прямого федерального регулирования и контроля со стороны субъектов Российской Федерации по вопросам местного значения. Также среди противоречий следует отметить ограниченность самостоятельности местного самоуправления в сфере определения вопросов местного значения, и определения ответственных от муниципалитетов. Сталкиваясь с рядом сложностей, эксперты предлагают некоторые пути по оптимизации системы местного самоуправления, чтобы стабилизировать ситуацию. Таким образом, актуальными проблемами местного самоуправления являются следующие:
- кадровые проблемы;
- бюджетные проблемы;
- низкая эффективность использования бюджетных средств;
- отсутствие контроля и отчетности в отношении используемых средств бюджета.
Эксперты высказывают мнение о целесообразности внесения изменений в ФЗ №131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Подвижки начинаются с законодательной базы, и поэтому требуется тщательный пересмотр направлений и законодательных условий и их корректировка. Требуется сохранение действующей структуры местного самоуправления, но контрольные и надзорные органы вместе с тем наделяются новыми полномочиями и усиливают влияние на деятельность. Прозрачная и подконтрольная система органов самоуправления станет эффективной, а значит контроль бюджета и растрат также будет осуществляться на новом уровне.
Чтобы выйти на новый уровень и усовершенствовать систему местного самоуправления, необходимо упразднить некоторые органы, а на территориях развивать территориальное общественное самоуправление. Это подразумевает создание межселенных территорий, все полномочия на которых осуществляет администрация муниципального района. На территории поселения вместо местной администрации будет работать староста, являющийся работником администрации муниципального района, который будет частично решать вопросы, ранее относящиеся к ведению местной администрации поселения. Несмотря на то, что органы местного самоуправления обретут в некотором смысле автономность и самостоятельность, уровнем выше будет располагаться орган (департамент, управление), которое будет контролировать работу органов местного самоуправления, регулировать бюджетные и финансовые затраты.