Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Адаптация предприятия к рынку

Сущность адаптации предприятия к рынку

Определение 1

Адаптация предприятия к рынку – это процесс изменения деятельности на микроуровне, являющийся следствием макроэкономических процессов: развития экономики, перехода от одного способа хозяйствования к другому, отказа от административно-командной экономической системы в пользу рыночной.

После развала Советского Союза в России началось становление рыночной экономики, которое потребовало от предприятий активного проведения изменений, адаптации к новым условиям. В зависимости от того, как успешно им удалось приспособиться, насколько быстро они реагировали на изменения внешней среды и нестабильное состояние, характерное для переходного периода, определилась их дальнейшая судьба. Одни предприятия обанкротились, а другие приумножили капитал и приносят прибыль.

Адаптация проявляется в следующих признаках:

  • сохранение жизнедеятельности организации и ее функционирования. Очевидно, что если организация закрылась (прекратила свое существование), ни о какой адаптации не может идти речи. Под сохранением жизнедеятельности в данном случае понимается, что предприятие продолжает существовать как хозяйствующий субъект, поддерживает эффективность в контексте конкурентоспособности, обеспечивает сохранение уровня производства (или даже рост) и компетенции команды работников,
  • рост интенсивности обмена с окружающей средой. Адаптируясь, организация изменяет свои формы поведения. Обмен может осуществляться в разных формах: получение ресурсов (трудовых, материальных, энергетических и т.д.) из внешней среды, передача во внешнюю среду продуктов функционирования (продукции, товаров, услуг), двусторонний информационный обмен. Выделяют два уровня обмена по слоям внешней среды – макроуровень (государственная экономическая политика, система правового регулирования деятельности, политическая ситуация) и микроуровень (взаимоотношения с партнерами, поставщиками, покупателями, конкурентами). Между микро- и макроокружением нет четкой границы: к примеру, вследствие резкого изменения валютных курсов предприятию приходится радикально пересмотреть круг поставщиков или клиентскую целевую аудиторию; активные действия профсоюза могут оказать влияние на политическую ситуацию в регионе (особенно если отрасль является для региона базовой),
  • модификация внутренних процессов и структуры организации при сохранении базовых («родовых») черт. Если от старой организации не остается ничего, это сложно назвать адаптацией – скорее созданием новой организации на развалинах старой, которая не смогла приспособиться к изменениям.
«Адаптация предприятия к рынку» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Адаптация российских предприятий к рынку происходила в условиях формирования ключевых условий внешней среды:

  • предприятия получили полную хозяйственную и оперативную самостоятельность,
  • «экономика дефицита» была ликвидирована, ограничения стали обуславливаться платежеспособным спросом,
  • на большинстве товарных рынков развилась реальная конкуренция.

Значительные изменения коснулись и «ландшафта» собственности российских компаний за счет приватизации и складывания «рынка корпоративного контроля».

Хотя в России (и на всем остальном постсоветском, постсоциалистическом пространстве) в 1990-е предприятиям пришлось резко адаптироваться к рынку, это явление нельзя назвать уникальным. Даже в странах с давней историей рыночной экономики предприятиям постоянно нужно реагировать на изменения окружающей действительности, решать адаптационные вопросы. Это породило в менеджменте понятие стратегической архитектуры компании, в рамках которой на стратегические императивы предполагаются организационные ответы.

Адаптационные стратегии предприятий

При адаптации предприятия к рынку необходимо обеспечить взаимодействие различных стратегий:

  1. Маркетинговая стратегия. Ключевым вопросом адаптационного периода является поиск своего места в условиях рынка. Именно это определяет важную роль маркетинговых стратегий. Часто восстановительные стратегии базируются на принципе «показного блеска», когда товар среднего или даже повышенного качества продается по пониженной цене. Предприятиям, которые выбирают себе такую стратегию, нужно стремиться к сокращению производственных, трансакционных и транспортных издержек, уделять особое внимание качеству продукции (в том числе модифицируя имеющиеся или разрабатывая новые изделия по запросам потребителей), активно исследовать рынки и выходить на новые рынки, где их продукция будет воспринята как высококачественная за счет эффекта новизны.

  2. Организационная стратегия. Она включает в себя реализацию системы мер, ориентированной на:

    • увеличение чувствительности сбытовых и маркетинговых подразделений к запросам потребителей,
    • повышение уровня инновационной активности (в том числе – разработки новых продуктов, товаров, услуг),
    • вовлечение работников управления в процессы разработки и реализации стратегий,
    • ускорение внедрения разработок.

Чтобы обеспечить более высокую эффективность адаптации предприятий, можно порекомендовать следующие направления перестройки внутри организации:

  • снять организационные барьеры, разделяющие функции управления предприятием. На стадии перехода к рыночной экономике иерархия значимости функций различных подразделений претерпела значительные изменения. Так, к примеру, главной проблемой стал сбыт – он перестал гарантироваться государственным заказом, потребовалось искать каналы продаж и заинтересованных в покупке потребителей. Повысилась значимость бухгалтерско-экономических служб – как в аспекте управления финансами, так и в ведении учета (бухгалтерского и налогового),
  • обеспечить организационное обучение как механизм адаптации внутри компании. Обучение может быть формальным и неформальным (в ходе организационных преобразований и в ходе выполнения рутинных работ).
Дата написания статьи: 21.05.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot