Предмет и задачи возрастной анатомии
Анатомия – это медико-биологическая наука, изучающая форму и строение живых организмов, в том числе и строение тела человека, его тканей и органов.
В неразрывной связи с анатомией находится другая наука – физиология, так как форма и функции органов и тканей тесно взаимосвязаны.
Физиология – это медико-биологическая наука, занимающаяся изучением процессов, протекающих в живых организмах, функций организма и особенностей деятельности различных органов.
Возрастная анатомия и физиология – это самостоятельная наука, объединяющая анатомию и физиологию человека, которая изучает закономерности развития и становления функций и строения организма на протяжении всего его жизненного пути, начиная с оплодотворения.
Задачами возрастной анатомии и физиологии являются:
- изучение анатомо-физиологических особенностей организма детей и подростков;
- изучение и обоснование физиологических основ процессов обучения и воспитания;
- применение полученных знаний, касающихся морфофункциональных особенностей организма детей и подростков, в целях правильной организации учебно-воспитательных процессов дошкольных учреждениях и в школе.
Методы изучения, применяемые в возрастной анатомии
Методы исследования возрастной анатомии и физиологии:
Наблюдение. Этот метод является наиболее простым и распространенным, суть его заключается в том, что ученый со стороны наблюдает за основными внешними параметрами изучаемого объекта и фиксирует их изменения, не «вмешиваясь», то есть, не влияя на объект своего исследования. Иными словами, наблюдение – это пассивный метод исследования.
Эксперимент. Эксперимент является уже активным методом исследования, за счет того, что ученый каким-либо образом оказывает влияние на изучаемый объект. В зависимости от уровня «вмешательства» в исследуемый объект различают несколько видов эксперимента:
- естественный, который проводится в естественных (обычных) условиях жизнедеятельности изучаемого организма. Например, для установления связи изменения зрения у школьников с процессом учебной деятельности, исследователи определяют у них остроту зрения до школьных занятий и после них, то есть в естественных для школьников условиях их учебной деятельности;
- лабораторный, при котором изучение какой-либо функции организма производится в специально организованных для этого условиях с использованием функциональных проб (нагрузок). Главным условием является дозированность функциональных нагрузок (физических упражнений (пробежки, приседаний), задержки дыхания, умственных нагрузок (решения арифметических задач и примеров в уме) и т.п.). Например, чтобы изучить адаптивные возможности сердечнососудистой системы у детей различных возрастных периодов, исследователи определяют параметры сердечнососудистой системы (артериальное давление и пульс) у детей исследуемых возрастных групп сначала в покое, а затем после физической нагрузки (например, 100-метровой пробежки);
- острый, который обычно проводится в тех случаях, когда применение необходимых для достижения поставленной цели методов исследования к такому биологическому объекту как человек является неприемлемым. Полученные в ходе такого эксперимента данные, хоть и косвенно, но все же можно использовать и в отношении возрастной анатомии и физиологии человека, так как некоторые животные (крысы, мыши) имеют общие с человеком основные закономерности и принципы развития организма и отдельных его частей.
Применение возрастной анатомии и физиологии в педагогической и педиатрической практике
Особенности строения и закономерности функционирования детского организма на различных этапах его развития учитываются практически во всех науках, связанных, так или иначе, с детьми разного возраста:
- Воспитательные и обучающие методы влияния на ребенка со стороны педагога должны полностью соотноситься с его возрастом, а именно, с уровнем развития коры больших полушарий головного мозга и других различных систем организма. Так, например, обучающие и воспитательные приемы, разработанные для применения к старшим школьникам, в отношении детей первых лет обучения будут совершенно неприемлемы, неэффективны, а иногда даже вредны.
- На основе данных возрастной физиологии разрабатываются санитарно-гигиенические требования к организации режима дня (сна и бодрствования, труда и отдыха), необходимого для поддержания и укрепления здоровья ребенка, планировке и освещенности помещения, расположения площади для игр и сна, детских занятий, в том числе физкультурных, и прогулок.
- Детскому психологу для грамотной работы также не менее важно знать морфофункциональный уровень развития коры головного мозга у детей различных возрастных групп. Именно этим показателем определяются те или иные особенности проявления психики у детей различных возрастов, кроме того, без этих знаний невозможно наладить психоэмоциональный контакт с ребенком.
- Врачу-педиатру знания возрастной анатомии и физиологии требуются для правильного выбора лекарственных препаратов, их дозировки, продолжительности курса лечения, других, немедикаментозных, методов лечения, времени реабилитации и т.д.
- Детским хирургам важно знать особенности развития опорно-двигательного аппарата детей, в том числе скелета, так как особенностями срастания костей у детей разных возрастов определяется, например, продолжительность наложения гипса.
- Не менее важно принятие во внимание морфофункциональных особенностей детей и подростков различных возрастных периодов детскими тренерами. Именно эти знания должны лежать в основе организации всего тренировочного процесса. При подборе физических нагрузок (их интенсивности и продолжительности) обязательно должен учитываться уровень развития различных систем детского организма (нервной системы, опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечнососудистой систем). Если программа тренировок будет составлена без учета основ возрастной анатомии и физиологии, это с большой вероятностью может закончиться серьезными травмами неподготовленного детского организма, а иногда даже и летальным исходом.