Сестринское обследование и сестринская диагностика при заболеваниях крови
Наиболее распространенными гематологическими заболеваниями являются различные анемии и лейкозы, менее часто встречаются: геморрагический диатез, гемофилия, тромбоцитопеническая пурпура и др.
Порядок сестринского обследования при гематологических заболеваниях:
- Сбор жалоб. Многие заболевания крови сопровождаются общей слабостью, снижением работоспособности, болями в костях и горле, кровоточивостью десен и образованием синяков при малейших травмах (кроме заболеваний, сопровождающихся повышенной свертываемостью), желтушностью слизистых оболочек и кожных покровов. Другими частыми симптомами являются: головокружения и головные боли, обмороки, снижение аппетита, рвота и тошнота. При анемиях также наблюдается ломкость ногтей, изменения вкуса, чувство жжения в языке, выпадение волос. При лейкозах часто отмечается увеличение лимфатических узлов, ночная потливость, озноб, повышение температуры тела.
- Сбор анамнеза заболевания. В ходе данного процесса медсестра выявляет у пациента факторы риска болезней крови, просит описать его, когда и как началось заболевание, динамику симптомов, проводимое ранее лечение, его переносимость и эффективность, изучает результаты проведенных исследований.
- Сбор анамнеза жизни. На этом этапе медсестра расспрашивает пациента о вредных привычках, о лекарственной и пищевой аллергии, выясняет наследственный анамнез, особенности развития в течение жизни, перенесенные ранее и имеющиеся хронические заболевания, род профессиональной деятельности больного, контакт с профессиональными вредностями. Немаловажное значение в возникновении заболеваний крови имеют особенности питания, условия быта, психологический климат в семье и на работе.
- Визуальный осмотр. При осмотре медсестра внимательно оценивает кожные покровы и видимые слизистые оболочки больного. Они могут быть бледными или желтушными, с кровоизлияниями или петехиальной сыпью. Могут быть признаки ангины и изменения языка (при пернициозной анемии), увеличение периферических лимфатических узлов. Также в дальнейшем у пациентов с повышенной кровоточивостью медсестра должна оценивать характер стула. При появлении дегтеобразного стула или примесей крови в кале следует немедленно сообщить об этом врачу. Кроме того, при лечении гепарином, кровь может появляться в моче.
- Объективное исследование. Особое внимание во время исследования уделяется пальпации лимфатических узлов, перкуссии и пальпации селезенки и печени, определению болезненности плоских костей. При аускультации могут отмечаться функциональные сердечные шумы, тахикардия, в легких – признаки пневмонии.
Сестринская диагностика заключается в выявлении текущих и потенциальных проблем пациента и определении очередности их решения.
При гематологических заболеваниях происходит нарушение почти всех потребностей больного:
- есть (снижение аппетита при анемиях, лейкозах);
- дышать (вследствие гипоксии тканей при анемиях и поражениях красного ростка кроветворения);
- отдыхать, спать (из-за болей в селезенке и костях);
- самообслуживание (резкая слабость);
- передвижение и безопасность окружающей среды (из-за слабости, возникновения тугоподвижности в суставах (при гемофилии));
- общение (тревога, чувство одиночества);
- поддержание нормальной температуры тела (лихорадка при лейкозах);
- трудиться (резкая слабость и другие серьезные симптомы) + страх потерять работу из-за длительной болезни.
Планирование и реализация сестринских вмешательств при гематологических заболеваниях, анализ выполненной работы
В соответствии с выявленными проблемами пациента медсестра составляет план мероприятий, который в дальнейшем в зависимости от обстоятельств (появления новых симптомов, плохой переносимости препаратов и др.) может меняться:
- Устранение дефицита знаний у больного о своем заболевании, разъяснение мер по профилактике осложнений.
- Контроль состояния больного (измерение температуры тела, пульса, АД, ЧДД, оценка стула и диуреза, осмотр кожных покровов и слизистых в динамике).
- Борьба с гипертермией. Регулярная термометрия, дача жаропонижающих с разрешения врача, локальное охлаждение кожных покровов (голова, шея) с помощью грелки или пузыря со льдом, орошение губ и полости рта водой. При ознобе – согревание пациента с помощью теплого питья, подкладывания теплых грелок, укрывания одеялами.
- Проведение гигиенических мероприятий (туалет полости рта, глаз, носа, ушей, уход за волосами, подмывание, смена постельного и нательного белья), помощь при осуществлении физиологических отправлений. Особое внимание уделяется полости рта, т.к. кровоточивость и набухание десен могут способствовать развитию гнойных процессов. Для их профилактики полость рта орошают раствором йода и соды.
- Изоляция больных с лейкозом, строгое соблюдение правил санитарии, так как нарушения иммунной системы являются фактором риска различных инфекционных заболеваний.
- Оказание поддержки при перемещении в связи с высоким риском падения, обусловленным слабостью и головокружением.
- При тошноте и рвоте – создание благоприятной обстановки для приема пищи, устранение резких и неприятных запахов, раздражающих звуков.
- Контроль соблюдения пациентом назначенной диеты, питьевого и двигательного режима. Из-за болей в горле могут возникать трудности при глотании, поэтому таким пациентам рекомендуется принимать пищу в жидком и полужидком виде. Несмотря на снижение аппетита пациенты с болезнями крови должны полноценно и разнообразно питаться. При выраженной слабости больным может потребоваться сестринская помощь при приеме пищи.
- Профилактика застойной пневмонии (частая смена положения тела (+ профилактика пролежней у ослабленных больных), обучение дыхательной гимнастике).
- Выполнение врачебных назначений, контроль своевременного приема пациентом лекарственных препаратов.
- Оказание первой помощи при возникновении неотложных состояний.
- Участие в лечебных и диагностических процессах (забор крови, проведение пункции костного мозга, сопровождение больного к кабинетам и пр.).
- Оказание психологической поддержки больному и его родственникам, обучение их навыкам ухода.
Далее согласно разработанному плану медсестра реализует вмешательства на практике и в течение процесса и по его завершении совместно с пациентом оценивает соответствие достигнутых результатов запланированным целям.