Санитарно-гигиеническое просвещение – это совокупность мероприятий, направленных на предоставление населению комплекса познавательных возможностей и способов обработки информации в области профилактики заболеваний и в системе овладения различными механизмами сохранения здоровья.
Санитарно-гигиеническое просвещение в сфере стоматологии
Стоматологическое просвещение – это предоставление населению любых сведений для формирования самооценки и выработки правил поведения, а также привычек, которые исключают либо минимизируют факторы риска возникновения заболеваний и позволяют поддержать приемлемый уровень здоровья полости рта и общего стоматологического здоровья.
Профилактика стоматологических заболеваний – это меры по предупреждению и возникновению заболеваний полости рта. Внедрение профилактических программ приводит к резкому снижению случаев кариеса зубов и пародонтических болезней. Благодаря им значительно снижаются случаи потери зубов в молодом возрасте.
Число стоматологических заболеваний в нашей стране значительно увеличилось и следует ожидать дальнейшего роста сложных патологий, если не будет создан комплекс условий, влияющих на развитие заболеваний.
В современных дошкольных и школьных учреждениях зачастую отсутствуют стоматологические кабинеты, поэтому профилактика стоматологических заболеваний у детей существенно затруднена.
В рамках санитарно-гигиенического просвещения целями профилактики стоматологических заболеваний выступают:
- снижение интенсивности распространенности зубного кариеса, а также числа людей, которые страдают от этого заболевания;
- снижение процента лиц с поражением тканей пародонта и уменьшение количества случаев кровоточивости, зубного камня и патологических кариозных карманов в ключевых возрастных группах.
Меры профилактики внутри системы просвещения
Внутри системы просвещения профилактика стоматологических заболеваний осуществляется по следующим направлениям:
- собственно информационное стоматологическое просвещение населения;
- обучение правилам рационального питания;
- обучение правилам гигиены полости рта;
- правильное использование фторсодержащих препаратов.
Стоматологическое просвещение также включает в себя мотивацию населения и индивида к поддержанию здоровья, обучение правилам гигиены полости рта.
Стоматологическое просвещение формирует самосознание и личную ответственность пациента.
Стоматологическое здоровье зависит от общего состояния организма, поведения, привычек человека, от особенностей окружающей среды. Специалисты стоматологи должны вырабатывать у населения устойчивое убеждение и необходимость в регулярном уходе за полостью рта, с целью предупреждения кариеса зубов и болезней пародонта.
Стоматологическое просвещение реализуется путем бесед, семинаров, уроков, лекций, игр и пр.
Активные методы просвещения предусматривают активную позицию населения и их заинтересованное участие в вопросах сохранения здоровья. Часто на практике эффективными оказываются беседы, выступления, лекции. Они позволяют врачу учесть социальные, индивидуальные, а также профессиональные особенности слушателей.
Активные и пассивные методы просвещения
К преимуществам активных методов просвещения можно отнести:
- индивидуальный подход;
- возможность своевременной коррекции;
- возможность детального изучения.
Среди недостатков подобных форм просвещения можно отметить:
- малое количество слушателей;
- короткое воздействие на аудиторию.
Также существуют пассивные методы санитарно-гигиенического просвещения. Они не требуют активного участия населения. Также для их реализации не обязательно присутствие медицинского работника. Но их основным достоинством все-таки является возможность длительного воздействия на аудиторию большого масштаба.
Первичные, вторичные и третичные методы просвещения
Сегодня многие частные и муниципальные стоматологические клиники использую самые современные методы лечения отклонений, но при этом все советуют осуществлять современную профилактику кариеса. Она заключается в своевременной индивидуальной гигиене полости рта и проведении профессиональной чистки зубов у специалиста – гигиениста, а также отслеживанием общего состояния здоровья человека. При этом возникает существенный недостаток, а именно отсутствие обратной связи между медиком и пациентом.
Для того, чтобы организовать такую профилактику также необходима грамотная система просвещения. В соответствии с рекомендациями ВОЗ все профилактические меры можно разделить на первичные, вторичные и третичные.
Необходимо доносить до широких масс населения, что первичная профилактика стоматологических заболеваний является комплексом государственных, медицинских мероприятий, которые содержат в себе:
- систему санитарного просвещения населения по гигиене полости рта;
- разработки программ питания, направленных на изменение и улучшение рациона питания;
- программу периодического обследования полости рта у врача для предупреждения заболеваний, в которую входят различные методики.
Основная роль стоматологического персонала на этом уровне сводится к санитарному просвещению, обучению медицинских работников и населения методам профилактики, осуществлению контроля за эффективностью профилактических мероприятий.
Задачами вторичной профилактики является санитарное просвещение по гигиене полости рта и аппликации препаратов фтора и реминерализирующих веществ при первичном кариозном поражении эмали и других слоев зуба.
Что касается третичной профилактики, то санитарное просвещение по гигиене полости рта в этом случае касается предотвращения прогрессирования имеющихся заболеваний, направленных и стабилизацию общего состояния здоровья.
Для достижения всех целей санитарно-гигиенического просвещения необходим подробный инструктаж и демонстрация всех профилактических процедур, а от пациента требуется тщательное исполнение всех рекомендаций, которые помогут овладеть выбранными методиками, сопряженными с ежедневной чисткой зубов.