Санитарно-гигиеническая оценка – это комплекс мероприятий, которые проводятся на различных объектах с целью выявления уровня их соответствия условиям комфортности пребывания для человека и исключения возможности нанесения вреда его здоровью.
Особенности санитарно-гигиенической среды различных больничных помещений
Современные больницы относят к сложным объектам, которые представляют собой многокомпонентные инженерные комплексы, состоящие из множества отделений, каждое из которых требует соблюдения отдельных условий организации. Среди них выделяют:
- лечебные помещения;
- лечебно-диагностические отделения;
- административные и хозяйственно-бытовые помещения.
Устройство любого помещения, а также общее состояние внутрибольничной среды должно способствовать своевременному оказанию квалифицированной медицинской помощи больным различных групп и позволить создать оптимальный лечебно-охранительный режим, который возможен только при строгом соблюдении санитарно-гигиенических требований к планировке, оснащению, дезинфекции подобных организаций.
Санитарно-гигиеническая среда - это параметры комфортного пребывания человека в том или ином помещении, производственном отсеке, квартире и пр.
Что касается приемных отделений, то их главной эпидемиологической задачей является выявление у пациента наличия признаков инфекционного заболевания и не допущение его в стационарное отделение общего профиля. С этой целью они должны быть оснащены термометрами, шпателями, изолированным боксом, который используется для установки точного диагноза пациента. Также в приемных отделениях могут быть предусмотрены помещения для оказания экстренной лечебно-диагностической помощи, смотровые кабинеты, реанимационные залы и гипсовочные, кабинеты для врачей.
Кабинеты должны хорошо проветриваться, дезинфекция и влажная уборка во всех помещениях должна проводиться не менее трех раз в день по заранее установленному расписанию, помимо того, в приемных отделениях регулярно проводится обработка поверхностей антисептиками и кварцевание помещений.
Палатные отделения стационаров также подчиняются определенным санитарно-гигиеническим требованиям. Палатная секция не должна быть проходной, при входе в нее должен быть оборудован шлюз. Желательно создавать палаты, вместимость которых не превышает 4 койки. Если в отделении две палатные секции, то в нем должно быть оборудовано не менее двух процедурных.
Внутри каждого палатного отделения имеется столовая с моечной для посуды. Палатное отделение со всеми помещениями также подвергается санитарной обработке.
Отдельными санитарными правилами регулируется процесс создания отделений для инвалидов-колясочников. Среди них:
- наличие ванных комнат с подъемниками, а также другим специализированным оборудованием, которое предусмотрено для осуществления гигиенических процедур, необходимых для данной категории пациентов;
- наличие судно-моечной машины или утилизатора.
Дневные стационары могут сформированы в составе медицинских организаций стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи. В дневных стационарах с продолжительностью пребывания пациентов более 4 часов предусматривается помещение для подогрева и приема пищи.
Медицинскому персоналу необходимо систематически проводить все необходимые мероприятия по профилактике внутрибольничных инфекций, наличие которых существенно осложняет поддержание на должном уровне санитарно-гигиенической внутрибольничной среды.
Пациентов с гнойно-септическими внутрибольничными заболеваниями содержат в изоляционном отделении. Перевязки пациентов с гнойными выделениями проводят в септических перевязочных. Осмотр пациентов проводится в специализированных костюмах. Минимальным обязательным компонентом формы врачей являются перчатки, маски и фартуки.
Особенности организации сантиарно-гигиенической среды в помещениях с пациентами, у которых диагностированы инфекционные заболевания
Пациенты, у которых имеется инфекция любой локализации, которая вызывается бактериями группы стафилококков подлежат изоляции в боксированные палаты. При работе с данной категорией пациентов медикам необходимо соблюдать следующие санитарно-гигиенические правила:
- при входе в палату персонал надевает маску, специализированную одежду, перчатки, которые при выходе он обязан снять;
- все предметы ухода за пациентами строго индивидуальны, включая стетоскоп, термометр и пр.;
- перевязка пациентов проводится исключительно в палате, при входе и выходе медицинский персонал обязательно обрабатывает руки спиртосодержащим кожным антисептиком;
- после выписки пациента проводится заключительная дезинфекция бокса, которая предполагает камерное обеззараживание постельных принадлежностей и обезвреживание воздуха;
- после дезинфекции проводится лабораторное обследование объектов окружающей среды, которые находятся в палате. Заселение в палату нового пациента проводится только после получения удовлетворительных результатов всех возможных микробиологических исследований.
Операционные блоки размещаются в помещениях, которые оборудованы автономной приточно-вытяжной вентиляцией и системой кондиционирования, которые поддерживают параметры микроклимата, а также чистоту воздуха. Если операционный блок находится изолированно от основного здания, то должны быть предусмотрены утепленные переходы, которые соединяют его с другими помещениями.
Клинико-диагностические, микробиологические и другие диагностические лаборатории должны размещаться в изолированных непроходных отсеках знаний. Помещение, в котором проводится забор биологического материала необходимо располагать за пределами блока для других исследований.
Если соблюдаются все условия зонирования помещений больницы по чистоте, обеспечиваются нормативные параметры микроклимата и микробиологической чистоты воздушной среды, разделяются воздушные потоки, то внутрибольничная среда признается оптимальной.