Концепция развития здравоохранения РФ (2000-2005 гг.)
В течение последних 20 лет в сфере здравоохранения России было проведено несколько кардинальных этапов реформирования, целью которых было повышение доступности и качества оказания медицинской помощи населению, а также обеспечение эффективного использования ресурсов.
Реформирование здравоохранения России в XXI веке началось с реализации второго этапа Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ, которая была одобрена постановлением Правительства РФ № 1387 от 05.11.1997 г. (первый этап пришелся на 1997-2000 гг.).
Главными целями II этапа Концепции были:
- Разрабатывать и внедрять в практику здравоохранения эффективные методы диагностики, профилактики и лечения заболеваний и обеспечить доступную квалифицированную и специализированную медицинскую помощь.
- Сформировать единую информационную систему мониторинга здоровья, создать телекоммуникационные связи между врачами общей практики и клиническими центрами для повышения уровня профессиональных знаний и консультирования пациентов.
Завершить структурную перестройку отрасли:
- сформировать частный сектор;
- создать приоритет врачам общей практики в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи;
- развивать межрайонные и межрегиональные клинические центры специализированной помощи;
- внедрять мобильные формы оказания медицинской помощи для населения сельской местности.
Достичь запланированных Концепцией результатов не удалось, даже в настоящее время большинство ее целей и задач остаются актуальными.
«Программа Грефа»
В связи с тем, что предыдущий проект не принес ожидаемых результатов, ученые и организаторы здравоохранения разработали план реализации мероприятий Концепции на 2001-2005 гг., а также на период до 2010 года.
Этот план был полностью увязан с «программой Грефа» (правительственная программа «Основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу (2000-2010 гг.)»).
Г. Греф - министр экономического развития и торговли РФ (2000-2007 гг.).
Главные направления реформирования здравоохранения РФ, предложенные «программой Грефа»:
- обеспечить сбалансированность объемов государственных гарантий по предоставлению гражданам бесплатной медицинской помощи и финансовых возможностей государства;
- повысить структурную эффективность системы здравоохранения;
- обеспечить хозяйственную самостоятельность муниципальных и государственных организаций здравоохранения, расширить организационно-правовые формы медицинских организаций, развить негосударственный сектор здравоохранения;
- изменить подходы к оплате и организации труда медицинского персонала;
- реформировать финансирование здравоохранения, а именно завершить переход к преимущественно страховой форме мобилизации финансовых средств и к страховому принципу финансирования медицинских учреждений; перейти к нормативному методу финансирования здравоохранения и пр.
Данные направления реформирования здравоохранения «Программы Грефа» имеют значение и в настоящее время.
Национальный проект реформирования здравоохранения (2007- 2008 гг.)
В сентябре 2005 года Президент РФ объявил о приоритетных национальных проектах в различных сферах общественной жизни, в том числе и в здравоохранении.
Приоритетные цели Национального проекта в здравоохранении: развить первичную медико-санитарную помощь; развить профилактическое направление медицинской помощи; обеспечить население высокотехнологичной медицинской помощью.
С июля 2007 г. по декабрь 2008 г. в 19 субъектах РФ был воплощен пилотный проект в области здравоохранения, направленный на ее модернизацию. Условия его реализации определялись постановлением Правительства РФ № 296 от 19.05. 2007 г.
Проект подразумевал апробацию преобразований по нескольким направлениям:
- разработка и внедрение в практику стандартов медицинской помощи и расчет и оплата стационарной помощи на основе нормативов финансовых затрат, разработанных в соответствии с этими стандартами (высокая стоимость лечения согласно стандартам продемонстрировала необходимость коренного пересмотра методологии их разработки и порядка их использования для расчета тарифов оплаты медицинской помощи);
- переход финансирования организаций здравоохранения преимущественно на одноканальную систему через ОМС (среднее целевое значение достигнуто не было);
- переход амбулаторно-поликлинических организаций на подушевое финансирование с элементами фондодержания. Элементы фондодержания подразумевают включение в состав нормативов подушевого финансирования средств, предназначенных как для осуществления собственной медицинской деятельности по обслуживанию прикрепленного населения, так и для исследований и консультаций специалистов, проводимых прикрепленным гражданам в других медицинских организациях. В некоторых учреждениях были также внедрены механизмы, предполагающие внутриучрежденские расчеты между терапевтическими отделениями и врачами-специалистами. (на данный момент в системе ОМС доминирует метод оплаты амбулаторной медицинской помощи за врачебные посещения);
- внедрение персонифицированного учета оказанных объемов медицинской помощи (удалось достичь в 95% ЛПУ из 18 регионов, принимавших участие в эксперименте). Было сформировано единое информационное пространство в системе управления здравоохранением каждого региона, создана интегрированная информационная система, объединяющая страховщиков, медицинские учреждения и органы управления здравоохранением;
- внедрение новой системы оплаты труда медицинского персонала, учитывающей объемы и результаты деятельности. Эксперимент проводился в 14 регионах. К базовой оплате труда были добавлены дополнительные выплаты с целью обеспечения заинтересованности медицинского персонала в улучшении качества оказываемых услуг и увеличении объемов работы. Итог - заработная плата медицинского персонала учреждений, участвовавших в проекте, увеличилась на 66,2%.