Стили управления персоналом
Работники среднего медицинского звена ввиду специфики выполняемых им функций всегда являются подчиненными (главной и старшей медицинской сестре, врачу). В связи с этим данная категория персонала по сравнению с другими субъектами управления в большей степени лишена возможности самостоятельно принимать решения в ходе осуществления профессиональной деятельности.
Поэтому для руководителя первостепенной задачей является правильный выбор стиля управления средним медицинским персоналом, что позволит установить благоприятный психологический климат в трудовом коллективе, а это в свою очередь приведет к повышению эффективности труда и достижению доверительного и уважительного отношения со стороны подчиненных.
Основные возможные стили управления персоналом среднего медицинского звена:
- Директивный (авторитарный) стиль. Для этого стиля характерна централизация власти в руках одного руководителя, который жестко определяет круг обязанностей подчиненных и единолично принимает решения, сковывая их инициативу. Деятельность коллектива руководитель планирует заранее. До подчиненных доносят только непосредственные, ближайшие цели и минимум необходимой информации. Контроль деятельности подчиненных также осуществляется руководителем, а гарантией ее должного выполнения является сила его власти.
- Коллегиальный (демократический) стиль. При таком стиле управленческая власть руководителя децентрализована. Принятие решений происходит коллегиально, в ходе обсуждения с подчиненными, которым при этом предоставляется достаточный объем информации, необходимой для формирования представления о перспективах своей профессиональной деятельности. При таком стиле управления часть полномочий и функций делегируется руководителем подчиненным, инициатива со стороны которых всячески поощряется и стимулируется.
- Попустительский (либеральный) стиль. Для такого стиля характерно минимальное вмешательство руководителя в деятельность подчиненного персонала. Роль руководителя чаще всего заключается в посредничестве, обеспечивающем подчиненных материалами и информацией, которые необходимы для работы. Нередко при таком стиле управления руководитель и вовсе пускает все дела коллектива на самотек, а активное участие он принимает лишь после оказания на него давления сверху либо снизу. В таком случае, как правило, внутри коллектива выдвигаются 1-2 человека среди подчиненных, которые фактически осуществляют управление группой, благодаря чему становится возможна слаженная работа внутри нее, что в свою очередь позволяет достичь высоких результатов коллективной деятельности.
Стиль управления определяется психологическими особенностями самого руководителя, особенностями коллектива и стоящими перед ним целями, а также конкретными обстоятельствами.
Для регулировки и контроля деятельности работников среднего медицинского звена оптимальным вариантом является нечто среднее между демократическим и авторитарным стилями управления.
Оценка качества работы персонала среднего медицинского звена
Эффективность лечения пациента определяется не только правильностью поставленного диагноза и назначенного лечения, также она во многом зависит от качества ухода за больным и его психологической поддержки, что относится к одним из основных функций среднего медицинского персонала.
Оценка выполнения персоналом среднего медицинского звена своей работы является задачей врача и старшей и главной медицинских сестер.
Оценка профессиональной деятельности персонала среднего медицинского звена проводится в первую очередь путем определения степени соответствия сотрудника требованиям, предъявляемым к работнику, занимающему соответствующую должность.
Чтобы качественно осуществлять профессиональную деятельность медицинская сестра должна обладать следующими навыками и знаниями:
- Знание и понимание этиологии и основ патогенеза наиболее распространенных заболеваний профильного отделения.
- Знание алгоритмов действий и наличие отработанных практических навыков по оказанию доврачебной помощи при возникновении угрожающих жизни состояний (инфаркта миокарда, инсультов и динамических нарушений мозгового кровообращения, гипертонического криза, острых кровотечений, острой дыхательной недостаточности различного генеза и т.д.).
- Знание основ психотерапии и умение применять эти знания на практике.
- Высокий уровень всех профессиональных навыков (выполнение манипуляций и процедур, уход за больными, ведение документации и отчетности, работа с фармакологическими препаратами, контроль работы младшего медицинского персонала, работа с медицинскими отходами различных классов опасности и др.).
Врач не имеет возможности постоянно присутствовать рядом с больным и контролировать малейшие изменения динамики его состояния, как положительные, так и отрицательные. Медицинская сестра по сравнению с врачом проводит рядом с больным значительно больше времени, осуществляя за ним уход, выполняя назначенные врачом манипуляции и процедуры, контролируя реакцию больного на них и т.д.
Все наблюдения, касающиеся состояния больного, медицинская сестра подробно описывает в дневнике наблюдений. При выявлении значимых изменений в состоянии здоровья пациента, например, при развитии аллергической реакции или возникновении тяжелых побочных явлений в ответ на введение назначенного лекарственного препарата, медсестра информирует врача о них немедленно.
Таким образом, благодаря наличию квалифицированного персонала среднего медицинского звена врач получает дополнительную возможность для своевременного проведения дифференциальной диагностики, начала и изменения лечения. Поэтому выбор грамотной стратегии управления деятельностью среднего медицинского персонала будет положительно сказываться и на результатах работы самого врача.