Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологическая регуляция пациентов с психическими расстройствами

Определение психических расстройств и краткая характеристика наиболее распространенных из них

Определение 1

Психические расстройства (заболевания) - это расстройства психического здоровья человека, которые заключаются в психопатологических и/или измененных поведенческих реакциях.

Кора головного мозга является материальной основой всей психической деятельности человека. В случаях возникновения нарушений в работе её различных отделов, контролирующих адекватное отражение окружающей человека действительности, развиваются разные психические расстройства (заболевания).

Наиболее распространенными психическими расстройствами являются:

  1. Синдром деменции (слабоумие) как следствие заболеваний сосудов головного мозга. Проявлениями деменции являются нарушения памяти, творческого мышления, а затем и способности к абстрактным суждениям. Понимание счета и способность к нему, обучение становятся невозможными, беднеет язык и со временем разрушается речь. Помимо этого, также происходят перемены и в эмоционально-волевом плане: люди становятся эмоционально лабильными, раздражительными, нарушается социальная адаптация, сильно страдает мотивация.
  2. Депрессия. Внешне депрессия может быть похожа на деменцию. Основными ее проявлениями являются подавленное настроение, беспокойство, ощущение пустоты и отсутствия смысла жизни, чувство апатии, вялость, чувство незаслуженной обиды. Но, в отличие от деменции, при депрессии, пациент практически всегда осознает свою болезнь.
  3. Болезнь Альцгеймера. Данная патология является следствием постепенной диффузной атрофии головного мозга, что внешне проявляется, главным образом, прогрессирующей деменцией.
  4. Шизофрения. Данное заболевание приводит к своеобразным изменениям структуры личности и нарушает его приспособленность к социальной среде. Больные теряют интерес к своей учебе или работе, к делам и жизни своих друзей и близких, становятся необщительными и малоразговорчивыми, замыкаются в себе. Некоторые из больных со временем перестают уделять должное внимание своему туалету, в результате чего становятся неопрятными. В иных случаях больные могут быть напряжены, могут суетиться, куда-то уходить, что-то делать, о чем-то сосредоточенно думать, не делясь при этом своими мыслями и идеями с близкими.

Психологическая поддержка пациентов с психическими расстройствами

Пациенты, имеющие какие-либо психические расстройства, нередко встречаются и в обычных, неспециализированных, лечебных учреждениях.

Проблема работы с ними заключается в том, что они по-своему, зачастую неадекватно, воспринимают назначения и манипуляции медицинского персонала. Это доставляет дополнительные трудности при уходе за ними, который должен также включать психологическую регуляцию.

Основные моменты психологической регуляции при работе с пациентами, имеющими психические заболевания:

  1. Необходимо наблюдать за пациентом и оценивать состояние и особенности его психического здоровья. При беседе с пациентом выясняется его представление о состоянии собственного здоровья (эмоции, ощущения, восприятие им жизненной ситуации и своего состояния). Также следует отмечать и фиксировать невербальные и вербальные признаки, говорящие о состоянии пациента: его поза, движения, жесты, манера говорить, особенности голоса, адекватность реакции на поставленный вопрос, мимика, способность к общению, к логическому построению фраз, к ориентировке на месте и во времени. Изучение особенностей поведения каждого больного позволяет найти к нему подход и обеспечить максимальную безопасность его во время пребывания в лечебном учреждении.
  2. Оказывать помощь в случаях, сопровождающихся дефицитом желания ухаживать за собой и ограничением способности пациентов к самообслуживанию (самостоятельно посещать туалет, умываться и купаться, одеваться и принимать пищу). Помощь в таких ситуациях оказывают, как правило, медицинские сестры. При этом они, насколько это возможно в каждом индивидуальном случае, обучают больного навыкам самообслуживания, обеспечивая при этом атмосферу интимности с целью сохранения у пациента чувства собственного достоинства.
  3. Оказание помощи при психоэмоциональных переживаниях пациента (плач, нервная дрожь, истерика, апатия, страх, ступор и другие катастрофические реакции). В первую очередь, необходимо создать условия для нервной «разрядки» пациента. Привлекать его внимание к его неудачам недопустимо. Если пациент проявляет гнев, ожесточенность или обиду, медицинский персонал должен это воспринимать спокойно, с пониманием причины таких реакций. Как правило, в таких ситуациях помощь заключается в установке с пациентом физического контакта (можно взять его за руку или положить свою руку ему на спину или плечо, погладить по голове и т.д.). При этом нужно с пациентом разговаривать, но ни в коем случае не надо его призывать успокоиться и взять себя в руки. Следует дать больному возможность выговориться или выплакаться, выплеснуть эмоции. Как правило, эффективным оказывается использование приемов «активного слушания».
  4. Оказание помощи больным при ограничении их способности к установлению и поддержке контактов (поддержка позитивного и конструктивного диалога). Для достижения данной цели медицинскому персоналу, работающему с пациентами, имеющими психические расстройства, рекомендуется быть вежливым, серьезным, участливым и приветливым, обращаться к больному уважительно, по имени или по имени и отчеству. Разговаривать с такими пациентами нужно медленно, отчетливо, находясь с ними лицом к лицу, держа голову при этом на уровне его глаз. Прежде чем заговорить с пациентом, необходимо удостовериться, слушает ли он. Когда больной начинает говорить сам, не следует его торопить, нужно дать ему столько времени, сколько необходимо для того, чтобы он смог выразить все, что он хочет сказать. Также следует уделять одинаковое количество внимания и времени всем пациентам, не отдавать явного предпочтения кому-то из больных, так как это вызовет недовольство со стороны остальных.
Дата написания статьи: 25.05.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot