Существующие и потенциальные проблемы пациента и родственников в стационаре
Существующие и потенциальные проблемы пациента — это совокупность всех проблем пациента, с которыми он сталкивается в стационаре.
Пациент является не только объектом диагностики и лечения, это отдельный субъект, имеющий сложный психический мир и индивидуально реагирующий на заболевание и условия социальной среды.
Все проблемы пациента и родственников в первые часы пребывания в стационаре принято разделять на существующие (имеются в настоящее время) и потенциальные (представлены дальнейшими осложнениями), предотвратить которые можно при правильно спланированной схеме лечения и ухода.
Проблемы пациента делятся на приоритетные и второстепенные.
Приоритетные проблемы:
- экстренные состояния;
- проблемы, ведущие к развитию осложнений;
- вопросы, от решения которых зависит позитивный результат лечения;
- проблемы, ограничивающие пациента в способности самостоятельно ухаживать за собой.
Большую роль в решении проблем пациента в первые часы пребывания в стационаре играет медицинская сестра. Осуществляя сестринское диагностирование, необходимо учитывать все трудности пациента, которые могут быть решены или скорректированы медицинским персоналом. Все проблемы распределяют по важности и весомости, их решение начинают с приоритетных. Расставляя приоритеты среди проблем пациентов, можно использовать пирамиду потребностей по А. Маслоу, позволяющую определить первостепенные, промежуточные и второстепенные проблемы.
Пирамида потребностей А. Маслоу:
- физиологические потребности — еда, вода, дыхание, экскреция, сон, половые контакты, гомеостаз;
- безопасность — безопасность тела, здоровья, семьи, рабочего места, этики и др.;
- принадлежность, любовь — семья, дружба;
- признание — уважение, уверенность, самооценка, достижения;
- самовыражение — спонтанность, этика, решение проблем, спонтанность.
Поступление пациента в стационар
Большое значение при поступлении пациента в приемное отделение имеет фактор времени. Если пациент находится в приемном покое, то все возникающие с ним проблемы должны быть решены в течении часа. В истории болезни фиксируются дата, час и минуты обращения в медицинское учреждение.
Проблемы, с которыми сталкивается пациент при поступлении в приемное отделение:
- долгое ожидание приема, большие очереди, суета;
- тесное помещение, узкие проходы;
- медленная работа медицинского персонала;
- плохое самочувствие;
- отсутствие палаты для лиц без определенного места жительства;
- разный контингент пациентов;
- большое количество пациентов с травмами;
- долгое ожидание госпитализации и т. д.
Проблемы взаимоотношений медицинского персонала и пациента
Значительную роль в адаптации больного к условиям стационара играют взаимоотношения с медицинскими работниками. Особое значение имеет установление контакта со средним медицинским персоналом и врачом. При поступлении больного в стационар недопустимы безучастность и формальное отношение к больному. Адаптация пациента к нахождению в условиях стационара не должна вызывать большую психологическую или физическую нагрузку. Медперсоналу (особенно в первые часы пребывания больного в медицинском учреждении) необходимо окружить больного заботой, обеспечить своевременный и полноценный уход, быт. Важно, чтобы больной был уверен, что получит квалифицированную медицинскую помощь. В поведении медицинского персонала, в том, как назначаются диагностические процедуры, выполняются назначения врача, больной должен чувствовать и видеть заинтересованность его судьбой и выздоровлением.
При общении с пациентом и его родственниками необходимо учитывать их интеллект, эмоциональное состояние, профессию, образование, индивидуальные особенности личности. В разговоре с пациентом необходимо следить за содержанием беседы, формой речи, важно постараться устранить у него беспокойство, страхи. При беседе с больным следует избегать негатива, нужно следить за мимикой, тоном, жестами. Недопустимы фамильярность и сплетни.
При первой встрече с пациентом нужно постараться создать непринужденную обстановку, сосредоточиться на больном, не торопиться, не допустить превращения беседы в допрос.
Принципы общения медицинского персонала с пациентами:
- не злоупотреблять терминами и медицинскими понятиями;
- говорить доступным языком;
- не обещать невозможного;
- избегать двусмысленностей;
- не бояться повторить информацию, если видно, что пациент не все понял.
Общению медработника и пациента мешают: негативный опыт такого общения у пациента в прошлом (непорядочность, нечестность медицинского персонала, диагностические ошибки, неэффективное лечение и др.); разное вероисповедание, социальный статус, уровень культурного развития, политические взгляды, наличие нарушений речи у пациента, психических заболеваний и др.
Проблемы взаимоотношений врача и пациента:
- зависимость от действий и решений врача, пациент не может влиять на процессы, происходящие в его организме;
- разница ролевого и социального положения — успех излечения зависит от возраста пациента, особенностей заболевания, стадии патологического процесса, развития медицинской науки, наличия (отсутствия) средств для достижения цели; попадая в стационар, пациент не учитывает все эти факторы, а медицинский персонал может опираться только на собственные знания, опыт работы и мастерство;
- в условиях повышенной нагрузки врач чаще всего воспринимает и видит болезнь, а не конкретного человека с его индивидуальностью, непосредственное общение врача и пациента «размывается», в тоже время, пациент, проходя большое количество диагностических кабинетов, теряет ощущение «своего врача», что ведет к формализации отношений.
Всякое проявление равнодушия и черствости со стороны медицинского персонала переживается пациентом особенно остро. Это может привести к полной потере контакта между врачом и медсестрами с одной стороны и пациентом — с другой.