Сущность приемочного контроля в аптечных организациях
Приемочный контроль — это контроль готовой продукции, по результатам которого принимается решение о пригодности (непригодности) этой продукции к поставкам и использованию. Все лекарственные средства, поступающие в аптечные организации, должны подвергаться приемочному контролю.
Порядок приемочного контроля регулируется приказами Министерства здравоохранения РФ. Приемочный контроль организуется с целью недопущения поступления на прилавки аптечной организации недоброкачественных лекарственных средств.
Приемочный контроль включает проверку лекарственных средств на соответствие следующим требованиям по критериям:
- описание — проверка агрегатного состояния, цвета, запаха и внешнего вида лекарственного средства;
- упаковка — проверка целостности упаковки и ее соответствие физическим и химическим качествам лекарственных средств;
- маркировка — проверка соответствия маркировки лекарственного средства требованиям документации в области контроля качества, наличие в упаковке (отдельно в пачке) листовки-вкладыша на все лекарственные препараты;
- правильность оформления сопроводительных документов;
- правильность оформления документов, описывающих качество продукции.
При наличии сомнений в качестве получаемых лекарственных средств, их образцы отправляют в аккредитованный испытательный центр (лабораторию) для проведения дополнительных исследований. Такие средства получают обозначение «Забраковано при приемочном контроле» находятся в карантинной зоне изолированно от остальных лекарственных средств.
Во время приемки товаров для аптечных организаций, включая средства, для хранения которых необходимы специальные условия хранения и повышенные меры безопасности, проводится оценка соответствия товаров:
- отсутствию (наличию) повреждений тары;
- соблюдению необходимых условий хранения;
- сопроводительной документации по ассортименту, качеству и количеству.
Если товары аптечного ассортимента находятся в таре без повреждений, то приемка проводится по количеству товарных единиц, мест, по маркировке на таре. Когда проверка наличия товаров в таре не проводится, то об этом необходимо сделать соответствующую отметку в сопроводительном документе.
Порядок приемки лекарственных средств в аптечной организации
Порядок приемки лекарственных средств (препаратов), товаров аптечного ассортимента (ТАА) в аптечной организации:
- подготовительные операции;
- разгрузка товаров аптечного ассортимента из автотранспорта, контроль за условиями транспортировки, приемка по количеству товарных единиц или мест;
- приемочный контроль лекарственных средств и ТТА по количеству и качеству, оформление соответствующих документов;
- контроль лекарственных средств (препаратов);
- контроль медицинских изделий;
- контроль пищевой продукции аптечного ассортимента;
- контроль парфюмерно-косметической продукции;
- контроль предметов и средств по уходу за новорожденными и детьми, не достигшими трех лет;
- контроль других товаров аптечного ассортимента (дезинфицирующих средств, предметов и средств личной гигиены и др.);
- возврат товаров, не прошедших приемочный контроль.
В процессе перевозки лекарственного препарата должна обеспечиваться возможность подтверждения подлинности, качества и целостности препарата. Должна быть возможность подтверждения того, что: количество и ассортимент перевозимых лекарственных средств соответствует товаросопроводительной документации; целостность и качество лекарственных средств не были подвержены негативному воздействию, отсутствуют повреждения транспортной тары и упаковки лекарственных препаратов.
Классификация упаковок лекарственных препаратов:
- первичная (индивидуальная) упаковка — обеспечивает длительную сохранность продукции;
- вторичная (потребительская) упаковка — обеспечивает сохранность первичной упаковки, информационная функция, удобство учета и контроля;
- третичная (транспортная, групповая) — постановка продукции до мест реализации.
По запросу получателя лекарственных средств ему должны быть предоставлены данные о соблюдении температуры при транспортировке термолабильных препаратов. Вне зависимости от способа перевозки лекарственных средств важно обеспечить подтверждение того, что их целостность и качество не были подвергнуты негативному воздействию транспортировки. Ответственность за соблюдение условий перевозки возложена на дистрибьютора.
При несоответствии температурного режима транспортировки термолабильных аптечных товаров, они не подлежат приемке. В таком случае необходимо уведомить поставщика о выявленном несоответствии, специальной комиссией аптечной организации составить в двух экземплярах акт о возврате товаров поставщику, провести возврат товаров поставщику согласно условиям, прописанным в договоре.
При поступлении ТАА в аптечную организацию материально ответственное лицо должно проверить, насколько были соблюдены условия транспортировки, зафиксировать факт соблюдения (несоблюдения) условий транспортировки.
Акт возврата поставщику ТАА должен включать:
- наименования контрагентов (включая перевозчика-транспортную компанию);
- перечень товаров с указанием наименования товара, единиц измерения, количества и стоимости;
- причины возврата товара;
- ссылки на нормативные документы;
- срок передачи товара;
- дату перечисления денег покупателю;
- реквизиты, подписи и печати сторон акта.
По результатам приемочного контроля заполняют журнал регистрации приемочного контроля, в котором указывают результаты: визуального осмотра товара; соответствие всем необходимым сопроводительным документам; наличие данных о приостановлении или изъятии обращения; номер и дата акта о выявленном несоответствии товара; меры, принятые для устранения несоответствия.