Определение и общий план строения речевого аппарата
Речевой аппарат - это совокупность взаимодействующих органов человека, состоящая из периферического и центрального отделов, функцией которой является производство речи.
К центральному отделу речевого аппарата относятся: участки коры головного мозга, его подкорковые узлы, проводящие пути и ядра соответствующих нервов.
Частями периферического отдела речевого аппарата являются все исполнительные органы речи, в том числе хрящи, кости, связки и мышцы, а также периферические двигательные и чувственные нервы, посредством которых производится управление указанными органами.
Основные отделы периферической части речевого аппарата:
- Органы, участвующие в дыхании. К этой группе органов относятся: диафрагма, трахея, бронхи, межреберные мышцы, легкие. Любые звуки речи могут образоваться только при выдохе, и органы речи из данной группы обеспечивают подачу струи воздуха.
- Пассивные органы речи. Пассивными называются органы речи, которые являются неподвижными и являются точкой опоры для третьей группы органов (активных). К пассивным органам речи относятся: альвеолы челюстей, зубы, твердое небо, гортань, полость носа, глотка. Они оказывают значительное влияние на технику речи.
- Активные органы речи. Активными являются подвижные органы речи, которые производят основную работу, требуемую для образования звуков. К таким органам относятся голосовые связки, губы, язык, маленький язычок, мягкое небо, надгортанник. Голосовые связки представлены двумя небольшими пучками, прикрепленными к хрящам гортани и расположенными почти горизонтально поперек нее. Они эластичны: могут расслабляться и напрягаться, раздвигаться в ширину.
Механизм формирования речи и особенности ее развития у ребенка
Анатомо-физиологические механизмы формирования речи:
- Формирование нормальной, правильной речи возможно только при сохранности и целостности всех структур головного мозга, особенно слуховой, зрительной и моторной систем.
- На выдохе возникают колебания голосовых связок, что обеспечивает формирование звуков голоса в процессе речи.
- Артикуляция, то есть произнесение отдельных определенных речевых звуков, осуществляется за счет работы артикуляционного отдела.
- Работу всех периферических отделов речевого аппарата, связанная с тончайшими и точнейшими координациями сокращений его мышечных элементов, регулирует центральная нервная система.
- Воспроизведение качественных звуков речи возможно только при синхронной совместной работе множества зон коры обоих полушарий головного мозга, что в свою очередь возможно лишь при нормальном функционировании ниже лежащих его структур.
- Особое значение в речевой деятельности отводится речеслуховой и речедвигательной зонам, расположенным в доминантном полушарии мозга (у правшей - в левом).
Особенности развития речевого аппарата и речи у ребенка:
- План строения органов речи у ребенка мало отличается от такового взрослых людей. Формирование речи в процессе индивидуального развития заключается в совершенствовании связей между различными отделами речевого аппарата для правильного воспроизводства звуков.
- Речь формируется постепенно, она не относится к врожденным способностям человека. Для правильного установления связей между отделами речевого аппарата необходимо достижение корой головного мозга и органов чувств (зрения, обоняния, слуха, осязания) определенной степени зрелости.
- Первым звуком ребенка является крик, который относится к безусловно-рефлекторным реакциям на действие каких-либо сильных раздражителей (внутренних или внешних), чаще отрицательной направленности (боль, холод, голод и т.д.). Крик ребенка обычно представляет собой звуки «а» и «у».
- К третьему месяцу ребенок начинает лепетать, лепет является реакцией на положительные раздражители. В лепете различаются уже достаточно разнообразные комплексы звуков, например, «агу», «экхе» и т.п. В период лепетания у ребенка устанавливаются и укрепляются связи между кинестетическими раздражениями, производимыми движениями речевых органов, и соответствующими им слуховыми раздражениями (воспроизводимыми звуками).
- Далее, к концу первого года жизни помимо самоподражания ребенок начинает также подражать речи окружающих. Важная роль в формировании у ребенка таких навыков начинает отводится слуху, без которого невозможно воспринимать речь окружающих и контролировать свое произношение.
- К началу второго года жизни ребенок начинает осмысленно произносить различные сочетания звуков. Основываясь на подражании, а также благодаря активному воздействию окружающих у ребенка устанавливаются связи между различными явлениями и предметами и звучанием слов, которые их обозначают. Также анализируются кинестетические ощущения, возникающие при произнесении ребенком этих слов.
- В раннем возрасте (2—5 лет) для речи детей характерно наличие большого количества дефектов произношения. Чаще всего они пропускают звуки и слоги, заменяют одни звуки другими, переставляют звуки и слоги местами, уподобляют (ассимилируют) некоторые звуки. Лучше всего дети воспроизводят обычно ударные и начальные слоги, так как они легче воспринимаются на слух. В дальнейшем, по ходу расширения словарного запаса, усвоения грамматических норм и уточнения слухового восприятия произношение слов постепенно совершенствуется.
- Обычно к возрасту 5-7 лет подобные дефекты произношения исчезают, и все звуки речи произносятся детьми правильно.
- Возрастные особенности произношения звуков во многом зависят от строения гортани. В детском возрасте гортань растет очень быстро, особенно это характерно для первого года жизни ребенка и далее для периода полового созревания. Окончательно гортань заканчивает формироваться в 20, а иногда даже и в 30 лет.
- До трехлетнего возраста отсутствуют половые различия в строении гортани, более отчетливыми отличия становятся в младшем школьном возрасте, примерно к 10 годам.
- К началу пубертатного периода (11-12 лет) рост голосовых связок ускоряется. У девочек они становятся короче, чем у мальчиков.
- В период полового созревания отмечается значительный рост голосовых связок, сопровождающийся их покраснением и утолщением, с которым связана мутация (изменение) голоса. Особенно ярко это явление выражено у мальчиков, голос их становится хриплым и резким.