Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности развития речевого аппарата у детей

Определение и общий план строения речевого аппарата

Определение 1

Речевой аппарат - это совокупность взаимодействующих органов человека, состоящая из периферического и центрального отделов, функцией которой является производство речи.

К центральному отделу речевого аппарата относятся: участки коры головного мозга, его подкорковые узлы, проводящие пути и ядра соответствующих нервов.

Частями периферического отдела речевого аппарата являются все исполнительные органы речи, в том числе хрящи, кости, связки и мышцы, а также периферические двигательные и чувственные нервы, посредством которых производится управление указанными органами.

Основные отделы периферической части речевого аппарата:

  1. Органы, участвующие в дыхании. К этой группе органов относятся: диафрагма, трахея, бронхи, межреберные мышцы, легкие. Любые звуки речи могут образоваться только при выдохе, и органы речи из данной группы обеспечивают подачу струи воздуха.
  2. Пассивные органы речи. Пассивными называются органы речи, которые являются неподвижными и являются точкой опоры для третьей группы органов (активных). К пассивным органам речи относятся: альвеолы челюстей, зубы, твердое небо, гортань, полость носа, глотка. Они оказывают значительное влияние на технику речи.
  3. Активные органы речи. Активными являются подвижные органы речи, которые производят основную работу, требуемую для образования звуков. К таким органам относятся голосовые связки, губы, язык, маленький язычок, мягкое небо, надгортанник. Голосовые связки представлены двумя небольшими пучками, прикрепленными к хрящам гортани и расположенными почти горизонтально поперек нее. Они эластичны: могут расслабляться и напрягаться, раздвигаться в ширину.

Механизм формирования речи и особенности ее развития у ребенка

«Особенности развития речевого аппарата у детей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Анатомо-физиологические механизмы формирования речи:

  1. Формирование нормальной, правильной речи возможно только при сохранности и целостности всех структур головного мозга, особенно слуховой, зрительной и моторной систем.
  2. На выдохе возникают колебания голосовых связок, что обеспечивает формирование звуков голоса в процессе речи.
  3. Артикуляция, то есть произнесение отдельных определенных речевых звуков, осуществляется за счет работы артикуляционного отдела.
  4. Работу всех периферических отделов речевого аппарата, связанная с тончайшими и точнейшими координациями сокращений его мышечных элементов, регулирует центральная нервная система.
  5. Воспроизведение качественных звуков речи возможно только при синхронной совместной работе множества зон коры обоих полушарий головного мозга, что в свою очередь возможно лишь при нормальном функционировании ниже лежащих его структур.
  6. Особое значение в речевой деятельности отводится речеслуховой и речедвигательной зонам, расположенным в доминантном полушарии мозга (у правшей - в левом).

Особенности развития речевого аппарата и речи у ребенка:

  1. План строения органов речи у ребенка мало отличается от такового взрослых людей. Формирование речи в процессе индивидуального развития заключается в совершенствовании связей между различными отделами речевого аппарата для правильного воспроизводства звуков.
  2. Речь формируется постепенно, она не относится к врожденным способностям человека. Для правильного установления связей между отделами речевого аппарата необходимо достижение корой головного мозга и органов чувств (зрения, обоняния, слуха, осязания) определенной степени зрелости.
  3. Первым звуком ребенка является крик, который относится к безусловно-рефлекторным реакциям на действие каких-либо сильных раздражителей (внутренних или внешних), чаще отрицательной направленности (боль, холод, голод и т.д.). Крик ребенка обычно представляет собой звуки «а» и «у».
  4. К третьему месяцу ребенок начинает лепетать, лепет является реакцией на положительные раздражители. В лепете различаются уже достаточно разнообразные комплексы звуков, например, «агу», «экхе» и т.п. В период лепетания у ребенка устанавливаются и укрепляются связи между кинестетическими раздражениями, производимыми движениями речевых органов, и соответствующими им слуховыми раздражениями (воспроизводимыми звуками).
  5. Далее, к концу первого года жизни помимо самоподражания ребенок начинает также подражать речи окружающих. Важная роль в формировании у ребенка таких навыков начинает отводится слуху, без которого невозможно воспринимать речь окружающих и контролировать свое произношение.
  6. К началу второго года жизни ребенок начинает осмысленно произносить различные сочетания звуков. Основываясь на подражании, а также благодаря активному воздействию окружающих у ребенка устанавливаются связи между различными явлениями и предметами и звучанием слов, которые их обозначают. Также анализируются кинестетические ощущения, возникающие при произнесении ребенком этих слов.
  7. В раннем возрасте (2—5 лет) для речи детей характерно наличие большого количества дефектов произношения. Чаще всего они пропускают звуки и слоги, заменяют одни звуки другими, переставляют звуки и слоги местами, уподобляют (ассимилируют) некоторые звуки. Лучше всего дети воспроизводят обычно ударные и начальные слоги, так как они легче воспринимаются на слух. В дальнейшем, по ходу расширения словарного запаса, усвоения грамматических норм и уточнения слухового восприятия произношение слов постепенно совершенствуется.
  8. Обычно к возрасту 5-7 лет подобные дефекты произношения исчезают, и все звуки речи произносятся детьми правильно.
  9. Возрастные особенности произношения звуков во многом зависят от строения гортани. В детском возрасте гортань растет очень быстро, особенно это характерно для первого года жизни ребенка и далее для периода полового созревания. Окончательно гортань заканчивает формироваться в 20, а иногда даже и в 30 лет.
  10. До трехлетнего возраста отсутствуют половые различия в строении гортани, более отчетливыми отличия становятся в младшем школьном возрасте, примерно к 10 годам.
  11. К началу пубертатного периода (11-12 лет) рост голосовых связок ускоряется. У девочек они становятся короче, чем у мальчиков.
  12. В период полового созревания отмечается значительный рост голосовых связок, сопровождающийся их покраснением и утолщением, с которым связана мутация (изменение) голоса. Особенно ярко это явление выражено у мальчиков, голос их становится хриплым и резким.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 06.08.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot