Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности речевого развития у дошкольников с заиканием

Все предметы / Психология / Особенности речевого развития у дошкольников с заиканием
Содержание статьи

Общая характеристика заикания

Определение 1

Заикание – это нарушение речи, которое внешне выражается в прерывании речи вынужденными запинками, остановками и повторением одних и те же звуков, слогов и слов.

Основными причинами возникновения заикания являются судороги мышц речевого аппарата, которые так же распространяются на мышцы шеи и лица. Судороги могут быть различными по длительности и частоте, месту и форме локализации. То есть, судороги не имеют определенной закономерности и их сложно предугадать. Так, судорога может возникнуть как в начале фразы, так и в середине или в конце, на гласных или согласных звуках.

Однако заикание характеризуется не только повторениями и остановками, которые нарушают плавное течение речи ребенка. Очень часто заикание сопровождается расстройством дыхания и голоса. Для того, чтобы избежать заикания, ребенок старается говорить на вдохе или в фазе полного выдоха. В результате чего голо у него может стать сдавленным, тихим, монотонным или слабым.

Замечание 1

Таким образом, современная логопедия рассматривает заикание у детей дошкольного возраста как нарушение ритма, темпа и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Заикание у детей дошкольного возраста может быть двух видов:

  • Функциональное заикание – это заикание, которое не вызвано анатомическими повреждениями периферической и центральной нервной системы.
  • Органическое заикание – это заикание, основной причиной которого являются органические поражения ЦНС (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и т.д.).

Основная сложность в заикании у детей дошкольного возраста заключается в том, что они ограничены в свободном речевом общении со сверстниками и другими окружающими людьми. Отличие ребенка с заиканием постепенно накладывает негативный отпечаток на поведение ребенка, его самооценку и на всю его личность в целом.

Негативные последствия заикания у детей дошкольного возраста:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Неуравновешенное поведение. Данное нарушение проявляется индивидуально у каждого ребенка и зависит в большей степени от того как окружающие его взрослые люди (родители, педагоги) и дети, реагируют на заикание.
  2. Общая нервность, тревожность, неуверенность в себе.
  3. Повышенная возбудимость. Она особенно свойственна тем детям, которые имеют в анамнезе неблагоприятные условия внутриутробного развития, соматические заболевания, родовые травмы, эндокринные расстройства, сердечнососудистые заболевания и т.п.

Таким образом, заикание отражается на деятельности и поведении ребенка, отрицательно влияет на психическое развитие. Этот речевой дефект оказывает влияние на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности; мешает речевому общению.

Особенности развития речи у детей с заиканием

Первоначально развитие речи у детей дошкольного возраста с заиканием происходит также как и у детей с нормативной речью. Примерно к первому году жизни у них появляются первые слова, к двум года – фразы. Заикание на данном этапе может быть не заметно, так как оно активно проявляется примерно в возрасте 2-4 лет, когда ребенок овладевает фразовой речью. В этот период заикание выражается прерывистостью речи, которую при создании необходимых условий можно преодолеть.

Одной из причин возникновения заикания в период развития речи у детей дошкольного возраста может выступать не наличие судорожного синдрома речевого аппарата, а сложности в овладении разговорной речи. Часто детям трудно сразу овладеть разговорной речью, особенно предложениями со сложным содержанием и оборотами. В этот период важно отличить заикание, связанное с судорогами и заикание, вызванное сложностями в освоении речи. Это необходимо для того, чтобы помочь ребенку овладеть речью и исключить развитие заикания. С этой целью используются разнообразные упражнения, поговорки, пересказы, заучивания стихов и потешек и т.д.

Заикание выступает в качестве одной из причин сложности овладения ребенком дошкольного возраста коммуникативной функцией речи. Это обусловлено тем, что если окружающие ребенка взрослые не примут своевременно необходимых мер, то заикание проявляется все активнее, вызывая у ребенка стеснение в процессе взаимодействия с другими людьми. То есть, коммуникация, направленная на другого человека очень сильно страдает. Особенно сильно это проявляется в процессе взаимодействия ребенка с незнакомыми и малознакомыми людьми.

Замечание 2

Проявление заикания у детей дошкольного возраста, в процессе речевого развития, вызвано еще и тем, что ребенок испытывает трудности в построении предложений, он не всегда способен быстро и точно подобрать нужные слова, несмотря даже на то, что имеет для этого необходимый словарный запас.

Специфические особенности общего и речевого поведения у детей дошкольного возраста с заиканием:

  1. Импульсивность высказываний – вызвано тем, что ребенок не имеет точно и ясно выразить свои мысли, от чего он начинает переживать и нервничать.
  2. Слабое волевое напряжение, сопровождаемое опережением или замедлением включения в деятельность. Ребенку с заиканием сложно включиться в организованную деятельность, особенно если ему не совсем понятна цель и условия действий, так как он не способен задать наводящие и уточняющие вопросы.
  3. Несобранность, неустойчивость внимания, неумение быстро и своевременно переключиться с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой.
  4. Быстрая утомляемость, повышенная истощаемость нервной системы. Все это ведет к разнообразным ошибкам в процессе выполнения заданий, в том числе и учебным.

Некоторые из указанных особенностей свойственны и незаикающимся дошкольникам, но у заикающихся детей они выражены более ярко. У данной категории детей чаще проявляется резкая неустойчивость внимания, пониженная регуляция и саморегуляция деятельности.

Указанные особенности определяют специфичность задач коррекционно-развивающего воздействия.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Татьяна Сергеевна Исаева

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис