Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основы сестринской деятельности при пневмонии у детей грудного возраста

## Факторы риска развития пневмонии у детей грудного возраста

Определение 1

Пневмония – это острое воспалительное заболевание инфекционной, чаще бактериальной, природы, поражающее преимущественно респираторный отдел легочной ткани.

У детей грудного возраста в 60-80 % случаев внебольничных пневмоний возбудителем является пневмококк, реже- стафилококки, микоплазма и вирусы. Нередко наблюдается и смешанная, вирусно-бактериальная, природа заболевания.

Факторы, предрасполагающие к развитию пневмонии у детей грудного возраста:

  • врожденные пороки сердца;
  • аномалии развития дыхательных путей;
  • патология беременности;
  • перинатальная патология;
  • повторные ОРВИ;
  • инфекции ЛОР-органов;
  • гиповитаминозы;
  • нерациональное питание;
  • несовершенство иммунной системы;
  • неблагоприятные бытовые условия (отсутствие свежего воздуха, запыленность помещения, скученность людей, вдыхание табачного дыма).

Сестринский уход при пневмонии у детей грудного возраста

Пневмония у детей, особенно грудного возраста, осложняется чаще, чем у взрослых, в связи с несовершенством иммунной системы, поэтому сестринский уход в таких случаях должен быть особенно внимательным и ответственным. Грамотное оказание помощи способствует быстрому выздоровлению, а постоянное наблюдение медицинского работника позволит не упустить любые возможные изменения в самочувствии ребенка.

Особенности сестринской деятельности при пневмонии у грудных детей:

  1. Первичный опрос. Так как грудной ребенок не может самостоятельно рассказать о своих жалобах, об особенностях течения заболевания медсестра опрашивает родителей или других родственников, прибывших вместе с ребенком. Уточняются симптомы (кашель, температура тела, ринорея и т.д.), последовательность, условия и давность их появления, эпизоды переохлаждения ребенка в течение последнего месяца, способы лечения, которые были предприняты до настоящего момента, их переносимость со стороны ребенка и эффективность. Также уточняются особенности поведения ребенка (характер плача, беспокойство, эффективность сосания).
  2. Первичный осмотр. Осмотр проводится в помещении с комфортной температурой тела в присутствии родственников. Медсестра обращает внимание на общее состояние ребенка (при пневмонии грудные дети чаще беспокойны, плаксивы, при тяжелом течении могут быть заторможены), его поведение (затрудненное дыхание, обусловленное как поражением части легочной ткани, так иногда и забитыми слизью носовыми ходами, создает дискомфорт, вследствие чего ребенок постоянно плачет и капризничает). При нарушении носового дыхания, а также из-за одышки вследствие поражения ткани легких ребенок не может долго сосать, часто отвлекается от груди, может отмечаться вялость сосательного рефлекса. Температура тела повышена, частота дыхательных движений увеличена, кожные покровы могут быть бледными, при выраженной дыхательной недостаточности может отмечаться цианоз. Отмечается кашель и частое чихание.
  3. Устранение дефицита знаний. Информирование родителей ребенка о причинах заболевания, механизме его развития, особенностях предстоящих диагностических и лечебных манипуляций.
  4. Пневмония у детей грудного возраста является абсолютным показанием для госпитализации. Для ребенка и его родственника (чаще матери) выделяется отдельная палата (бокс) во избежание перекрестного заражения.
  5. Организация постельного режима и разъяснение матери важности его соблюдения (увеличение вероятности развития осложнений). Обучение матери приемам проведения дыхательной гимнастики у грудных детей, проводимой с целью улучшения оттока мокроты из дыхательных путей.
  6. Обеспечение ребенка необходимым питанием и жидкостью. Дети по полугода полностью вскармливаются грудным молоком, если оно отсутствует - адаптированными молочными смесями. При пневмонии отмечается снижение аппетита вследствие интоксикации, поэтому дети, которым уже был введен прикорм, обычно от него отказываются. В таких случаях не следует заставлять ребенка употреблять какие-либо другие продукты питания, кроме грудного молока (молочных смесей). При улучшении состояния ребенка и появлении аппетита можно давать ему тушеные овощи, не вызывающие метеоризма (кабачки, тыква), фруктовые детские пюре и соки, бульоны, измельченное отварное куриное филе. Кормление грудных производится по требованию, но при очень плохом аппетите рекомендуется чаще предлагать ребенку грудь, так как материнское молоко является источником не только питательных веществ, но и жидкости, которую ребенок с пневмонией активно тратит в процессе дыхания и терморегуляции. Также можно предлагать обычную воду или несладкие соки либо морсы.
  7. Контроль общего состояния ребенка, регулярное измерение температуры тела, пульса, частоты дыхания и т.д. Выявление тенденций к улучшению или ухудшению состояния.
  8. Поддержание чистоты тела ребенка и его постели, может потребоваться более частая замена постельного и нательного белья в связи с повышенным потоотделением. При необходимости медсестра оказывает матери помощь при осуществлении гигиенических мероприятий у ребенка.
  9. Поддержание комфортного микроклимата и чистоты в помещении, регулярные проветривания и кварцевания палаты, которые должны проводиться в отсутствие в ней ребенка и матери (оптимально - пока они находятся на процедурах). Регулярное проведение влажной уборки и дезинфекции поверхностей в палате.
  10. Подготовка ребенка к проведению диагностических и лечебных манипуляций, при необходимости - сопровождение его и матери до процедурных кабинетов.
  11. Выполнение врачебных назначений (инъекций, капельниц, массажа). Контроль правильности понимания и выполнения матерью врачебных предписаний.
  12. Оказание родственникам ребенка психологической поддержки, настраивание их на положительный исход заболевания, устранение их страхов, консультирование по непонятным вопросам в лечении ребенка и уходе за ним.
Дата написания статьи: 14.07.2021
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot