Организация работы кабинета здорового ребенка
Кабинет здорового ребенка (КЗР) — это кабинет, основной функцией которого является профилактическая работа с детьми, направленная на сохранение здоровья ребенка, его оптимальное развитие и эффективное воспитание.
КЗР функционирует в составе отделения или детской городской поликлиники согласно Положению о кабинете профилактической работы с детьми с целью оказания поликлинической помощи детям. В крупных поликлиниках КЗР является составной частью структурного подразделения по профилактической работе с детьми раннего и дошкольного возраста. Подразделение включает КЗР, кабинет профилактического приема педиатра, прививочный кабинет и холл для ожидания. Такая организация позволяет создать оптимальные условия для диспансеризации детей.
Основные задачи кабинета здорового ребенка:
- обучение родителей основным правилам и принципам воспитания детей раннего возраста (соблюдение режима дня, правил здорового питания, гигиенического ухода, физического воспитания – массаж, закаливание, гимнастика и т. д.);
- контроль за нервно-психическим развитием ребенка;
- пропаганда здорового образа жизни в семье;
- санитарное просвещение законных представителей ребенка по вопросам гигиенического воспитания детей, профилактики отклонений и заболеваний в развитии, подготовке к поступлению в дошкольные учреждения.
В кабинете здорового ребенка работают медицинская сестра или фельдшер, которые прошли специальную подготовку по профилактической работе с детьми, санитарно-просветительной работе с населением. Руководит работой кабинета заведующая педиатрическим отделением и старшая медсестра детской городской поликлиники.
Функциональные обязанности медицинской сестры кабинета здорового ребенка:
- прием детей первого года жизни (не менее 5 раз в год), второго года жизни — не менее 4 раз в год, третьего года — не менее одного раза в 6 месяцев, 3-6 лет — один раз в год;
- консультация матери (отца) по вопросам воспитания и охраны здоровья ребенка;
- обучение методике проведения гимнастики и массажа в соответствии с возрастом, проведение массажа детям группы риска;
- обучение расчетам питания, проведение контрольных кормлений; выполнение назначений по профилактике рахита, выдача витамина Д, постановка пробы Сулковича;
- выявление особенностей поведения детей второго и третьего года жизни, проведение диагностики нервно-психического развития;
- обучение родителей особенностям и методике искусственного вскармливания, уходу за полостью рта ребенка;
- консультации по вопросам развития и воспитания детей, обучение методикам диагностики нервно-психического развития;
- оказание помощи участковым педиатрам в проведении занятий для беременных, школ молодых родителей, информирование врачей о выявленных нарушениях в развитии ребенка, ошибках, допускаемых родителями в уходе за детьми;
- участие в подготовке детей к поступлению в дошкольные учреждения;
- оформление выставок и стендов по организации условия жизни, воспитания и развития детей и др.
Организация работы школ молодых родителей
Основная цель школы молодых родителей — привлечение будущих (и состоявшихся) родителей к полноценному и осознанному участию в воспитании ребенка, а задача — расширение знаний по развитию и воспитанию здорового ребенка посредством санитарно-просветительной работы, а именно:
- обучение уходу за новорожденным ребенком;
- обучению режиму дня;
- обучение методике естественного и искусственного вскармливания;
- пропаганда естественного вскармливания;
- подготовка груди матери к кормлению ребенка;
- обучение методам гигиенического и физического воспитания (гимнастика, организация купания, закаливание, массаж и др.);
- рекомендации родителям по профилактике заболеваний, организации здорового образа жизни и др.
Формы организации работы школы молодых родителей: лекции, круглый стол, опросы, анкетирование, психологические практикумы и тренинги, обмен опытом семейного воспитания, решение педагогических ситуаций, практические занятия по информационной грамотности.
Принципы организации работы школы молодых родителей:
- первоочередное право родителей на воспитание своих детей;
- практикоориентированность предоставленной информации (предоставляемая информация должна быть доступной для использования в жизни);
- достоверность информации (предоставленная информация должна опираться на медицинские, педагогические, психологические, физиологические и юридические факты);
- взаимное сотрудничество и уважение;
- гуманизация общения и отношений;
- системность мер воспитательного воздействия на ребенка;преемственность семьи и школы в становлении социального и культурного опыта ребенка.
Программы школ молодых родителей отличаются компетентностным подходом к родительству, который включает повышение уровня ряда родительских компетенций, в их числе:
- педагогическая компетентность — действия родителей, обеспечивающие оптимальное и наиболее эффективное решение задач, связанных с развитием и воспитанием ребенка с учетом его личностных и возрастных особенностей;
- психологическая компетентность — действия родителей, обеспечивающие оптимальное и наиболее эффективное решение проблем и задач, возникающих в отношениях между детьми и родителями, и в реальных ситуациях жизни семьи; создание благоприятной среды и обстановки для полноценного развития личности ребенка с использование общепринятых ценностей, основ психологических знаний, жизненного опыта;
- коммуникативная компетентность — действия родителей, обеспечивающие эффективное и полноценное взаимодействие со всеми членами семьи, владение навыками активного слушания, убеждения и аргументации, умения разрешать напряженные ситуации и семейные конфликты, повышение общего уровня коммуникативной культуры;
- информационная компетентность — действия родителей, обеспечивающие восприятие, анализ и оценку информации, поступающей из книг, средств массовой информации, интернета и других источников; поиск, анализ, структурирование информации, доступной восприятию ребенком; подбор информации согласно системе приоритетов, ориентированных на психическое и физическое здоровье ребенка и др.;
- правовая компетентность — действия родителей, обеспечивающие достаточный уровень правовой культуры в отношениях между детьми и родителями, в семейной жизни, основанный на знании российского, международного законодательства, регулирующего отношения в сфере брака, семьи, образования, защиты прав ребенка.