Кадры здравоохранения – это потенциал медицинской отрасли, который требует систематического обновления уровня специальной подготовки. Этот процесс сопровождается пристальным вниманием со стороны органов управления в каждом субъекте Российской Федерации.
Явление кадрового кризиса
Международное здравоохранение признает тот факт, что кадровые ресурсы медицинского персонала различного уровня определяют эффективность работы всей системы сохранения здоровья людей. Они формируют качество и доступность всех видов медицинской помощи, которая оказывается населению и является жизненно важной.
Сегодня в некоторой степени наблюдается такое явление, как кадровый кризис, она касается большинства стран мира, в том числе и нашего государства. В связи с этим объективной необходимостью можно назвать организацию системы подготовки кадров, которая смогла бы оказать помощь в устранении всех существующих противоречий в системе здравоохранения.
Специальности работников, входящих в кадровый резерв
Для того, чтобы понять сущность системы подготовки медицинских кадров, необходимо обозначить профиль всех специалистов, входящих в данный резерв. К ним относят:
- зубные врачи (всех направлений);
- младший и средний медицинский персонал;
- провизоры и их помощники;
- врачи различных специальностей.
Подготовка медицинских кадров является регламентированным и законодательно обоснованным процессом. Укомплектование учреждений здравоохранения медицинскими кадрами происходит также в соответствии со штатным нормативом медицинского персонала.
Аттестация медицинских работников
Систематическим мероприятием, обеспечивающим подготовку медицинских кадров, является их аттестация.
Аттестация – это процесс защиты существующих и присвоения новых категорий медицинским работникам различного ранга.
В ходе данного процесса также предполагается определенный механизм повышения квалификации медицинских работников. Также активно проводится инновационное изменение процесса специализации в медицинских институтах, переподготовки врачей на базе крупных учреждений (больниц, стационаров, научно – исследовательских институтов). Также достаточно активно внедряется система курсовой подготовки действующих медиков.
Также подготовка медицинских кадров в современном мире подразумевает:
- грамотное распределение молодых медицинских специалистов по действующим организациям, с целью обеспечения для них полноценного практического опыта деятельности;
- внедрение плана развития участков здравоохранения, подразумевающего кадровую наполняемость ведущих участков здравоохранения страны и региона.
Обучение медицинского специалиста организуется в два этапа:
- додипломная общеврачебная подготовка, которая длится 6 лет;
- последипломная профессиональная подготовка, длительность которой составляет от 1 до 4 лет в зависимости от конкретной специальности.
Додипломный этап в медицинских вузах России сопровождается подготовкой в соответствии с принятыми образовательными стандартами по различным специальностям, в том числе лечебное дело.
Повышение квалификации является обязанностью любого медицинского работника нашей страны. Он проходит обучение в течение всей профессиональной деятельности, чтобы быть допущенным к работе, получить диплом, сертификат специалиста.
Система последипломного образования
Выпускник медицинского вуза сразу после его окончания направляется в систему последипломного образования. Сегодня существуют следующие виды последипломного образования:
- специализация или процесс приобретения врачом одной из выбранных специальностей путем прохождения обучения в интернатуре. Выделяют такие направления, как терапия, хирургия, акушерство и гинекология. Далее образование проходит внутри институтов, на факультетах, относящихся к системе последипломного образования;
- общее усовершенствование, которое предусматривает повышение квалификации по всем разделам избранной медиками специальности. Оно имеет тематический характер, и предполагает изучение актуальных вопросов собственной профессиональной деятельности.
Порядок аттестации
Также проводится добровольная аттестация педагогических работников, которая базируется на основном законодательстве Российской Федерации об охране здоровья. По результатам аттестации специалисту присваивают определенную квалификационную категорию, переаттестация которой проводится каждые 5 лет.
К аттестации допускаются только лица, имеющие высшее образование и имеющие право на реализацию медицинской деятельности. Причем эти специалисты могут реализовывать медицинскую деятельность, как в частных клиниках, так и государственных медицинских учреждениях.
Квалификационная категория может быть присвоена также лицам с высшим немедицинским образованием, допущенным в установленном порядке к медицинской деятельности и занимающим врачебные и провизорские должности в учреждениях здравоохранения различного профиля.
Но аттестация таких работников проводится при создании аттестационных комиссий, состоящих из специалистов различного профиля. Они создаются при органах управления системой здравоохранения всех субъектов Российской Федерации. Часто они создаются также и при научно – исследовательских и высших образовательных учреждениях, относящихся к Минздраву России. Если аттестационные комиссии принимают какое – либо решение, то оно считается действительным на всей территории страны без исключения.
Квалификация специалиста определяется по трем категориям: второй, первой и высшей. Вторая категория присваивается врачам, которые имеют стаж работы по избранной специальности не менее 5 лет. Для получения первой категории необходимо проработать не менее 7 лет. Высшая категория присваивается лицам со стажем от 10 лет и более.
Специалисты могут получать квалификационную категорию в основном направлении и по совмещаемой должности в зависимости от сделанного ими выбора.