Зарождение медицины в Византийской империи
Византийская империя (395 – 1453гг.) возникла на рубеже заката поздней античности и появления средневекового общества в IV веке в результате разделения Римской империи на восточную и западную части.
В годы правления императора Константина государственной религией стало христианство, столица империи была перенесена в город Византий, переименованный впоследствии в Константинополь. Византийская империя — восточная часть Римской империи, которая полностью отделилась в 395 году. В состав Византийской империи вошли Центральные и Восточные Балканы, Греция, Палестина, Сирия, Малая Азия, Северная Африка. Наивысшего могущества и расцвета Византийская империя достигла при правлении Юстиниана.
Медицина в Византийской империи стала преемницей медицины Древней Греции и Древнего Рима. Местом врачевания долгое время оставались бани. В зависимости от заболевания врачи рекомендовали посещать баню 1-2 раза в неделю.
Основными источниками медицинских знаний являлись:
- научные труды Галена и «Гиппократов сборник», выписки из которых стали основой для составления трудов, соответствующих идеологии христианства;
- труд Диоскорида «О врачебной материи» — учебник по лекарственному врачеванию, подробно описал и систематизировал 600 лекарственных растений;
- труд Феофраста «Об истории растений»;
- труд Авиценны «Канон врачебной науки» — описаны причины и проявления различных заболеваний, лекарственные средства растительного, животного и минерального происхождения, рассмотрены отдельные вопросы хирургии и др.;
- сочинение Ар Рази «Всеобъемлющая книга по медицине», «Медицинская энциклопедия, посвященная Мансуру» — энциклопедии, в которых описана инфекционная природа отдельных заболеваний (оспа, корь), особенности оспопрививания, использование при переломах гипсовой повязки, использование при перевязках ваты, а при сшивании ран – кетгута, описаны отдельные медицинские инструменты;
- «шестодневы» — энциклопедии по естествознанию, содержащие сведения по теоретической и практической медицине.
Византийские ученые и врачи более полно описали лечебные свойства некоторых растений, ранее описанные врачами древности. Ботаника стала практической областью медицины. Основными источниками знаний о лекарственных растениях стали труды Треофраста и Диоскорида.
Вклад врачей и ученых Византии в развитие медицины
Ученые и врачи Византийской империи создали «своды» (многотомные энциклопедические труды), в которых систематизировали наследие медицины древности. В этих трудах были отражены практический опыт и научные изыскания византийских врачей.
Вклад врачей и ученых Византии в развитие медицины:
- Орибасий из Пергама написал энциклопедический труд «Врачебное собрание», в котором систематизировал и обобщил врачебное наследие Геродота, Гиппократа, Диоскорида, Галена, Диокла и других авторов античности, разработал сборник рецептов «Общедоступные лекарства».
- Павел с острова Эгина — хирург, акушер, преподаватель, работал и учился медицине в Александрии, автор труда о женских болезнях, «Медицинского сборника» (7 томов). Рассматривал вопросы малой хирургии, пластической хирургии, изучал вывихи, переломы и ампутации.
- Аэция из Амиды — выдающийся энциклопедист-медик, служил лейб-медиком при императоре Юстиниане. Собрал выдержки из сочинений Сорана, Орибасия, Галена, рецепты эфиопской и египетской медицины.
- Александр из Тралл написал трактат о патологических процессах внутренних органов и их лечении. Основной задачей Александр считал не лечение заболеваний, а профилактику.
Врачи Византии, составляли энциклопедические труды, обращались к античному наследию, использовали опыт арабоязычной медицины.
Развитие больничного дела в Византийской империи
В начале IV века в Египте, Палестине, Сирии стали появляться первые монастырские больницы. В годы войн и лишений монастыри принимали под свою опеку раненых, больных, детей, стариков. Как следствие, возникли приюты для больных путников и калек — прообразы монастырских больниц.
Первые монастырские больницы и приюты (ксенодохии) для калек, больных, немощных были основаны в IV веке в Севастии, Кесарии и других провинциях империи. Первая большая христианская больница была построена Василием Великим в Кессарии в 370 г. И была похожа на большой город.
Уставы монастырей включали порядок наблюдения и лечения больных, элементы лечебного дела, описание хозяйственного порядка. Монастырские больницы стали прототипом лечебных заведений в восточных и западных странах в Средневековье.
Во всех городах империи были учреждения, которые занимались только оказанием медицинской помощи. Предоставление такой помощи проводилось независимо от пола, национальности, социального положения или профессии больного. Во всех филантропических учреждениях абсолютно все могли получить медицинскую помощь или бесплатно, или за очень умеренную плату.
Размер оплаты за лечение зависел от того, насколько серьезно заболевания и сколько времени заняло лечение. Сумму оплаты прописывали в уставе медицинского учреждения. В своей основе государственная, официальная медицина имела древнюю греко-римскую практику. Аэтий, Оривасий, Павел Эгинит, Василий Кесарийский, Стефаний Афинский не ограничивались только древними традиционными методами лечения, они внедряли новые подходы и идеи, которые оказали значительное влияние на развитие всей медицины.
Медицина входила в программу византийского образования, ее преподавали наравне с математикой, астрономией, грамматикой, диалектикой, риторикой и музыкой. Медицина считалась теоретической медициной, изучалась по трудам великих медиков античности. Особая роль отводилась изучению лекарственных средств и выработанным ранее способам и приемам лечения.
После завершения медицинского образования выпускники получали государственные должности и звание архиатра, или занимались частной практикой.