Определение и этапы дошкольного возраста
Дошкольный возраст - это этап психического и физического развития ребенка, начинающийся в возрасте трех лет и продолжающийся до 7 лет.
В свою очередь в рамках дошкольного возраста различают три периода:
- младший дошкольный возраст (3-4 года);
- средний дошкольный возраст (4-5 лет);
- старший дошкольный возраст (5 -7 лет).
Одно из главных условий нормального развития ребенка – хорошо и правильно функционирующая и сформированная опорно-двигательная система, дифференцировка которой на момент рождения еще не является законченной, а продолжается затем практически в течение всего детского возраста.
Закладка и первые этапы формирования костей происходят уже на 5 - 6-ой неделе внутриутробного развития.
После рождения размеры скелета интенсивно увеличиваются, параллельно с нарастанием массы и длины тела.
Также одновременно архитектоника костной ткани начинает перестраиваться: если у плода и новорожденного костная ткань имеет пучковое (волокнистое) строение, то к 3 – 4-м годам она приобретает уже пластинчатую структуру.
Особенности костно-мышечной системы в дошкольном возрасте
Основные особенности анатомии и физиологии костно-мышечной системы у детей в дошкольном периоде:
- Особенностями химического состава костной ткани ребенка является большее содержание органических веществ и воды и меньшее - минеральных веществ. Благодаря таким характеристикам обеспечивается большая податливость и эластичность костей при сгибании и сдавливании, меньшая их хрупкость по сравнению с взрослыми. Другой особенностью детских костей является более толстая надкостница, особенно ее внутренний слой. В комплексе такие особенности костной ткани в детском возрасте приводят к тому, что переломы у детей чаще всего бывают поднадкостничными, то есть по типу «зеленой ветки». Кроме того, процессы рассасывания и образования костной ткани у детей происходят более энергично, что обеспечивает более быструю регенерацию костей после переломов.
- У детей дошкольного возраста форма грудной клетки характеризуется как бочкообразная. Постепенное ее уплощение в переднезаднем размере до формы, характерной для взрослых, начинается уже с двух лет, а завершается ближе к школьному возрасту. Ребра у детей более податливые и мягкие, за счет чего они легко пружинят и прогибаются при надавливании. Этими особенностями определяется большая активность выдоха у маленьких детей по сравнению с взрослыми.
- В раннем детском возрасте эпифизы трубчатых костей, а также кости стопы и кисти представлены хрящевой тканью, которая далее с появлением точек окостенения постепенно замещается костной тканью. Для метафизарных и эпифизарных зон роста костей характерно наличие обильного кровоснабжения, а также замедленный ток крови, за счет чего обеспечивается активность процессов новообразования костной ткани. Однако эти же особенности позволяют микроорганизмам легко оседать в этих местах, результатом чего нередко становится развитие остеомиелита. На первом году жизни, когда эпифизы только формируются, чаще возникает эпифизарный остеомиелит. У детей дошкольного возраста эпифизы уже сформированы и остеомиелит по достижении возраста 2 - 3 лет чаще бывает уже метафизарным (далее, у взрослых, - диафизарным).
- Значительный рост костей у детей возможен в связи с их хорошим кровоснабжением. Рост костей в длину после появления точек окостенения происходит за счет хрящевой ростковой ткани, расположенной между метафизом и окостеневшим эпифизом. В толщину кости у детей растут за счет надкостницы, причем увеличение поперечного размера кости происходит со стороны костномозгового пространства.
- Ребенок рождается с практически прямым позвоночником, у него отсутствуют изгибы, имеется лишь небольшая выпуклость кзади. Далее по мере развития двигательных функций и способностей появляются изгибы позвоночника: шейный лордоз, грудной кифоз и поясничный лордоз. Окончательное формирование грудного кифоза происходит только в 6-7 лет, а поясничного лордоза – и вовсе в школьном возрасте. Центр тяжести тела у ребенка возрастом 5-6 лет находится ниже пупка, к 13-ти годам он смещается к уровню ниже гребешков подвздошных костей.
- Кости таза у детей дошкольного возраста по половому признаку сильно не дифференцируются, а формирование тазовых костей по мужскому и женскому типу начинается в период полового созревания.
- Мышечная ткань у детей до 5-7 лет развита недостаточно – мышцы представлены в основном короткими, тонкими, нежными пучками, которые в довольно плотной подкожной жировой клетчатке прощупываются с трудом. Прикрепление их осуществляется посредством коротких широких сухожилий на некотором расстоянии от оси вращения (дальше нее), что счет чего движения у детей дошкольного возраста несколько угловаты.
- Нарастание мышечной массы начинается, как правило, только ближе ко времени полового созревания. Осуществляется оно в основном за счет качественных изменений миофибрилл, то есть благодаря увеличению размера каждой из них.
- При гистологическом исследовании обнаруживаются такие особенности детских мышц, как меньшая толщина отдельных миофибрилл, большое число продолговатых ядер в межмышечной и мышечной ткани, обилие сосудов и интерстициальной рыхлой ткани.
- По сравнению с мышцами взрослых у детей мышечные волокна содержат меньшее количество сократительных белков (миозина и актина), жира и неорганических веществ, но большее количество воды. За счет таких особенностей детские мышцы растягиваются лучше, а, следовательно, при травмах разрываются реже.
- Считается, что благодаря богатому кровоснабжению и интенсивному обмену веществ у детей из мышц быстро вымывается молочная кислота, в результате чего их функциональная активность (при условии полного здоровья ребенка) является достаточно значительной: несмотря на повышенную подвижность детей, устают они меньше, чем взрослые.