Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Физиологические особенности костно-мышечной системы у детей дошкольного возраста

Определение и этапы дошкольного возраста

Определение 1

Дошкольный возраст - это этап психического и физического развития ребенка, начинающийся в возрасте трех лет и продолжающийся до 7 лет.

В свою очередь в рамках дошкольного возраста различают три периода:

  • младший дошкольный возраст (3-4 года);
  • средний дошкольный возраст (4-5 лет);
  • старший дошкольный возраст (5 -7 лет).

Одно из главных условий нормального развития ребенка – хорошо и правильно функционирующая и сформированная опорно-двигательная система, дифференцировка которой на момент рождения еще не является законченной, а продолжается затем практически в течение всего детского возраста.

Закладка и первые этапы формирования костей происходят уже на 5 - 6-ой неделе внутриутробного развития.

После рождения размеры скелета интенсивно увеличиваются, параллельно с нарастанием массы и длины тела.

Также одновременно архитектоника костной ткани начинает перестраиваться: если у плода и новорожденного костная ткань имеет пучковое (волокнистое) строение, то к 3 – 4-м годам она приобретает уже пластинчатую структуру.

Особенности костно-мышечной системы в дошкольном возрасте

Основные особенности анатомии и физиологии костно-мышечной системы у детей в дошкольном периоде:

  1. Особенностями химического состава костной ткани ребенка является большее содержание органических веществ и воды и меньшее - минеральных веществ. Благодаря таким характеристикам обеспечивается большая податливость и эластичность костей при сгибании и сдавливании, меньшая их хрупкость по сравнению с взрослыми. Другой особенностью детских костей является более толстая надкостница, особенно ее внутренний слой. В комплексе такие особенности костной ткани в детском возрасте приводят к тому, что переломы у детей чаще всего бывают поднадкостничными, то есть по типу «зеленой ветки». Кроме того, процессы рассасывания и образования костной ткани у детей происходят более энергично, что обеспечивает более быструю регенерацию костей после переломов.
  2. У детей дошкольного возраста форма грудной клетки характеризуется как бочкообразная. Постепенное ее уплощение в переднезаднем размере до формы, характерной для взрослых, начинается уже с двух лет, а завершается ближе к школьному возрасту. Ребра у детей более податливые и мягкие, за счет чего они легко пружинят и прогибаются при надавливании. Этими особенностями определяется большая активность выдоха у маленьких детей по сравнению с взрослыми.
  3. В раннем детском возрасте эпифизы трубчатых костей, а также кости стопы и кисти представлены хрящевой тканью, которая далее с появлением точек окостенения постепенно замещается костной тканью. Для метафизарных и эпифизарных зон роста костей характерно наличие обильного кровоснабжения, а также замедленный ток крови, за счет чего обеспечивается активность процессов новообразования костной ткани. Однако эти же особенности позволяют микроорганизмам легко оседать в этих местах, результатом чего нередко становится развитие остеомиелита. На первом году жизни, когда эпифизы только формируются, чаще возникает эпифизарный остеомиелит. У детей дошкольного возраста эпифизы уже сформированы и остеомиелит по достижении возраста 2 - 3 лет чаще бывает уже метафизарным (далее, у взрослых, - диафизарным).
  4. Значительный рост костей у детей возможен в связи с их хорошим кровоснабжением. Рост костей в длину после появления точек окостенения происходит за счет хрящевой ростковой ткани, расположенной между метафизом и окостеневшим эпифизом. В толщину кости у детей растут за счет надкостницы, причем увеличение поперечного размера кости происходит со стороны костномозгового пространства.
  5. Ребенок рождается с практически прямым позвоночником, у него отсутствуют изгибы, имеется лишь небольшая выпуклость кзади. Далее по мере развития двигательных функций и способностей появляются изгибы позвоночника: шейный лордоз, грудной кифоз и поясничный лордоз. Окончательное формирование грудного кифоза происходит только в 6-7 лет, а поясничного лордоза – и вовсе в школьном возрасте. Центр тяжести тела у ребенка возрастом 5-6 лет находится ниже пупка, к 13-ти годам он смещается к уровню ниже гребешков подвздошных костей.
  6. Кости таза у детей дошкольного возраста по половому признаку сильно не дифференцируются, а формирование тазовых костей по мужскому и женскому типу начинается в период полового созревания.
  7. Мышечная ткань у детей до 5-7 лет развита недостаточно – мышцы представлены в основном короткими, тонкими, нежными пучками, которые в довольно плотной подкожной жировой клетчатке прощупываются с трудом. Прикрепление их осуществляется посредством коротких широких сухожилий на некотором расстоянии от оси вращения (дальше нее), что счет чего движения у детей дошкольного возраста несколько угловаты.
  8. Нарастание мышечной массы начинается, как правило, только ближе ко времени полового созревания. Осуществляется оно в основном за счет качественных изменений миофибрилл, то есть благодаря увеличению размера каждой из них.
  9. При гистологическом исследовании обнаруживаются такие особенности детских мышц, как меньшая толщина отдельных миофибрилл, большое число продолговатых ядер в межмышечной и мышечной ткани, обилие сосудов и интерстициальной рыхлой ткани.
  10. По сравнению с мышцами взрослых у детей мышечные волокна содержат меньшее количество сократительных белков (миозина и актина), жира и неорганических веществ, но большее количество воды. За счет таких особенностей детские мышцы растягиваются лучше, а, следовательно, при травмах разрываются реже.
  11. Считается, что благодаря богатому кровоснабжению и интенсивному обмену веществ у детей из мышц быстро вымывается молочная кислота, в результате чего их функциональная активность (при условии полного здоровья ребенка) является достаточно значительной: несмотря на повышенную подвижность детей, устают они меньше, чем взрослые.
Дата написания статьи: 09.07.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot