Определение и классификации плоскостопия
Плоскостопие – это заболевание опорно-двигательного аппарата, которое характеризуется изменением конфигурации скелета стопы вследствие уплощения ее сводов, что приводит к нарушению биомеханики ходьбы.
В педиатрии плоскостопие является самой распространенной ортопедической патологией. Причем в 3% случаев оно может выявляться у ребенка уже с самого; в 2 - 4 года плоскостопие выявляется у 24-32% детей, в 40% у детей 7 лет, а к 12 годам оно наблюдается уже у 50% подростков.
В стопе различают поперечный и продольный своды, которые поддерживаются мышцами и связками, что при нормальном функционировании системы обеспечивает поддержание тела в равновесии, смягчение и распределение ударной волны нагрузки при ходьбе, беге и прыжках, а также способствует повышению выносливости к осевой нагрузке.
Классификация плоскостопия.
Наиболее применяемой в практике является классификация по анатомическому признаку.
Согласно данной классификации выделяют следующие виды плоскостопия:
- поперечное (длина стопы при этом виде плоскостопия уменьшается, а передний ее отдел начинает опираться на головки одновременно всех плюсневых костей);
- продольное (именно оно чаще всего встречается у детей и характеризуется удлинением части стопы, которая соприкасается при этом с полом всей своей подошвенной поверхностью, и уплощением продольного ее свода);
- комбинированное (сочетание одновременно поперечного и продольного плоскостопия).
Также у детей по временному отношению появления плоскостопия, различают такие его виды, как врожденное и приобретенное.
Врожденное плоскостопие является достаточно редкой его формой и связано с различными внутриутробными пороками развития мышечно-связочного аппарата и костных структур стопы. Это чаще всего происходит в результате воздействия внутриутробно на плод различных токсических веществ (алкоголь, некоторые лекарственные препараты, наркотические вещества, ядовитые вещества), ионизирующих излучений, радиации, некоторых инфекционных агентов.
Среди форм приобретенного плоскостопия у детей в свою очередь, в зависимости от причины происхождения, различают:
- статическое (самая распространенная форма среди детей школьного возраста, развивается в результате несоответствия между динамической и статической нагрузкой, оказываемой на стопу, и тонусом мышц стопы; такие ситуации могут возникать при ношении неправильно подобранной обуви (тесной или, наоборот, разношенной, а также обуви на толстой подошве), при длительном непрерывном стоянии или ходьбе, при наличии у ребенка избыточного веса или ожирения);
- травматическое (в результате неправильного сращения после переломов плюсневых, таранной и пяточной костей, лодыжек);
- рахитическое (в результате поражения костно-мышечного аппарата при рахите);
- паралитическое (в результате развития паралича или пареза мышц стопы и голени, например, после перенесенного полиомиелита, или вследствие неврологической патологии (энцефалопатии)).
Физическая реабилитация при плоскостопии
У детей для лечения плоскостопия применяются консервативные методы (лечебная гимнастика, массаж, наложение гипсовых повязок или ортезов физиотерапия). К оперативным вмешательствам прибегают только в самых крайних случаях.
Основная задача лечения и реабилитации при плоскостопии - исправление таких явлений, как деформация стоп, то есть уменьшение выраженности развившегося уплощения сводов, коррекция выраженности пронирования положения пяток и степени супинационной контрактуры передних отделов стопы, и укрепление мышц голеней и стоп.
Физическая реабилитация при плоскостопии может быть выполнима в условиях школы на занятиях физической культуры, где дети с плоскостопием должны заниматься в специальной группе.
Основные физические упражнения, рекомендованные к выполнению при плоскостопии:
- Оттягивание носков стоп при одновременном их супинировании лежа на спине, вместе или поочередно.
- Приподнимание пятки от опоры (пальцы при этом касаются опоры), одновременно и поочередно, лежа на спине.
- В положении лежа на спине, ноги согнуты в коленях, бедра разведены в стороны, стопы должны соприкасаться друг с другом своими подошвенными поверхностями. Далее необходимо поочередно отводить и приводить пятки, опираясь на пальцы стоп.
- В положении лежа на спине производить скользящие движения по голени стопой другой, при этом пытаясь охватить ее.
- В положении сидя согнуть ноги в коленях, стопы должны быть параллельны, затем, опираясь на носки стоп, вместе и поочередно приподнимать пятки.
- Поочередное тыльное сгибание стоп, в положении сидя.
- Из положения сидя выполнять приподнимание пятки одной ноги, одновременно производя тыльное сгибание стопы другой ноги.
- В положении сидя положить одну ногу на колено другой, проделывая круговые движения стопы поочередно в разные стороны. Затем повторить все то же самое другой ногой.
- В положении сидя пытаться захватить мелкие предметы пальцами стоп и перекладывать их с места на место.
- Сидя в положении «по-турецки», наклонить корпус тела вперед, пальцы стоп подогнуть и пытаться встать, опираясь на наружные поверхности стоп.
- В положении стоя поставить стопы параллельно друг другу, на расстоянии ширины ступни, руки положить на пояс. Далее одновременно и попеременно подниматься на носки стоп, затем, опираясь на пятки, поднимать пальцы стоп попеременно и одновременно с двух сторон, далее перекатываться на носки с пяток и обратно.
- Из положения стоя, руки при этом разведены в стороны,
- вверх или вперед, производить приседания или полуприседания на носках.
- В положении стоя поставить стопы параллельно, перенести упор на наружные своды стопы, затем поочередно поднимать пятки, не отрывая при этом пальцев от пола, а также ходьба на месте в таком положении стоп.
- Встать на гимнастическую палку так, чтобы она располагалась поперек стоп, стопы поставить параллельно, затем пытаться произвести полуприседания или приседания, помогая себе движениями рук.
- Встать на рейку гимнастической стенки, обхватить руками другую рейку, расположенную на уровне груди, производить из такого положения приседания и полуприседания.
- Встать на набивной мяч и, помогая себе, движениями рук, производить приседания или полуприседания.