Цели и задачи диспансерного наблюдения детей
Диспансерное наблюдение детей — это система организационных, лечебно-профилактических мероприятий, направленных на осуществление динамического контроля за состоянием и уровнем развития детей с целью раннего выявления отклонений, патологических процессов, своевременного назначения оздоровительных, лечебных, корригирующих мероприятий по предупреждению заболеваний, обеспечение условий для оптимального развития детей.
Диспансеризация детей включает несколько этапов:
- Дородовой патронаж беременных с целью антенатальной профилактики.
- Профилактические осмотры детей с целью сохранения и укрепления их здоровья, наблюдения за развитием, выявление начальных форм заболевания.
- Динамическое наблюдение за больными детьми, состоящими на диспансерном учете, проведение с ними профилактических мероприятий.
Диспансеризация составляет основу профилактического обслуживания детского населения. Диспансеризация включает осуществление комплексных медицинских осмотров и организация лечебно-оздоровительных мероприятий для детей с выявленными заболеваниями.
Основными задачами диспансеризации являются: обеспечение оптимального физического и нервно-психического развития ребенка; снижение заболеваемости и смертности детей.
Цели диспансеризации:
- здоровых детей — сохранение, развитие, укрепление здоровья, улучшение нервно-психического и физического развития, гармоничное развитие ведущих органов, систем и всего организма, обеспечение своевременной психосоциальной адаптации;
- детей, имеющих группы риска, сниженную сопротивляемость к неблагоприятным факторам внешней среды, травмам, заболеваниям, пограничное состояние организма — максимальное устранение экзо- и эндогенных факторов риска, воспитание гармонично развитой личности, сохранение здоровья ребенка;
- больных детей — снижение заболеваемости, предупреждение рецидивов заболевания и инвалидности.
Особенности детей первого года жизни
Для детей первого года жизни характерен ряд особенностей:
- быстрое физическое и нервно-психическое развитие, их взаимозависимость — отсутствие впечатлений, эмоциональная обедненность, недостаточная двигательная активность ведут к задержке физического и нервно-психического развития;
- низкая сопротивляемость неблагоприятным факторам внешней среды (экологическим, метеорологическим), патогенным микроорганизмам;
- значительная зависимость развития ребенка от окружения.
Рост и развитие ребенка идет бурными темпами. За время первого года жизни вес ребенка в среднем увеличивается в три раза, он вырастает на 25-30 см. Активно развивается функциональная речевая система, появляются гуление, лепет, первые слоги и слова. На первом году жизни вырабатываются определенные умения и навыки: умение пить из чашки, пользоваться ложкой, есть печенье.
Расширяется эмоциональная сфера ребенка, он реагирует на изменения во внешней или внутренней среде плачем, улыбкой, смехом, хныканьем, интересом к окружающим предметам и людям. Важно правильно организовать контроль за ходом развития ребенка, за состоянием его здоровья. Это позволит своевременно диагностировать отклонения в моторном или психическом развитии, планировать оздоровительные мероприятия, обеспечивающие профилактику разных заболеваний.
Диспансерное наблюдение детей первого года жизни
В условиях детской поликлиники диспансерное наблюдение начинается сразу после выписки ребенка из роддома. Первый врачебно-сестринский патронаж к новорожденному осуществляется на 1-2 сутки. Последующие патронажи для здоровых детей проводятся в регламентированные сроки, а для детей с патологиями — график посещения составляется индивидуально для каждого ребенка. В течении первого месяца жизни медицинская помощь оказывается на дому.
Во время патронажей к новорожденному педиатр собирает информацию о генеалогическом, биологическом и социальном анамнезе ребенка, проводит прогнозирование дальнейшего его развития и состояния здоровья, выделяет группы биологического и социального риска, составляет индивидуальную программу диспансерного наблюдения и оздоровления.
Профилактический прием здорового ребенка включает следующие вопросы:
- Организация санитарно-гигиенического ухода (проветривание, микроклимат помещения, освещенность, прогулки, организация места отдыха и сна, личная гигиена ребенка). Врач отмечает недостатки, имеющиеся в уходе за ребенком, дает рекомендации для их устранения.
- Организация режима жизни и питания. Часто плохой аппетит ребенка, повышенная (пониженная) возбудимость, плаксивость, являются результатом неправильной организации режима бодрствования и сна, режима кормления. До 9 мес. в режиме дня необходимо придерживаться следующей последовательности: сон, кормление, бодрствование. После 9 мес. происходит удлинение периодов бодрствования. На протяжении первого года жизни периоды активного бодрствования увеличиваются от нескольких минут до 3 минут, а продолжительность сна уменьшается с 18 до 14 часов.
- Организация рационального вскармливания и питания. Контроль за получаемым кормлением и физиологическими потребностями ребенка в основных пищевых ингредиентах.
- Организация физического воспитания. Оказывает общее положительное воздействие на организм ребенка: повышает активность неспецифических факторов защиты организма, что повышает сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, активизирует кровообращение, улучшает обмен веществ, регулирует процессы возбуждения и торможения, улучшает работу мозга и внутренних органов. Для физического развития детей первого года жизни применяют: гимнастику, массаж, кинезиотерапию. Важно, чтобы занятия проводились регулярно, с постепенным усложнением упражнений и приемов массажа. Родителей обучают проведению закаливающих процедур (организация сна на свежем воздухе, использование воздушных ванн, купание с обтиранием тела влажным полотенцем, обливание с постепенным снижением температуры).
- Организация нервно-психического развития. Оценка развития проводится ежемесячно по специально разработанным стандартам развития.