Диспансеризация – это активный метод наблюдения динамических изменений в состоянии здоровья отдельного контингента населения с целью раннего выявления заболеваний, постановки на учет, организации наблюдения и комплексного лечения больных, а также проведения мероприятий по их оздоровлению.
Сущность системы диспансеризации детей
Поликлиника реализует вторичную профилактику или ранее выявление заболеваний, а также пытается предупредить возникновение обострений. Она проводится первичным звеном системы здравоохранения, а именно участковым педиатром.
Система диспансеризации существенно меняется в зависимости от того, к какой категории детей она применяется, т. е. процедура диспансеризации может включать в себя дополнительные методы, если ребенок перенес инфекционное заболевание или имеет хроническую патологию.
Выявление и регистрация детей, которые имеют отклонения в состоянии здоровья, реализуется во время амбулаторного приема, а также при посещении ребенка на дому, в специализированных диспансерах и на основании тех данных, которые были получены при ежегодных профилактических осмотрах.
Организатором подобного наблюдения является участковый педиатр. Он несет ответственность за регулярное посещение больных детей и детей, перенёсших заболевания группой врачей – специалистов. Подобной работе педиатр привлекает участковую медицинскую сестру, которая проводит ежемесячные патронажи и составляет список детей, которые должны быть приглашены на медицинский осмотр к участковому врачу педиатру и другим узким специалистам.
Медицинская сестра – это специалист, который имеет среднее специальное медицинское образование в сфере сестринского дела. Она подчиняется врачу и относится к группе среднего медицинского персонала.
Эффективность диспансеризации подлежит контролю, который осуществляется заведующим отделением и участковыми врачами.
Если дети перенесли или страдают заболеваниями, требующими специализированных методов профилактики и лечения, то диспансеризацию проводят соответствующие диспансерные учреждения. К таким заболеваниям относят: туберкулез, психические расстройства, злокачественные новообразования.
Если подобные учреждения в регионе отсутствуют, то все вышеописанные задачи выполняют специалисты детских поликлиник.
При выявлении детей с патологией, являющейся показанием для взятия на диспансерный учет, проводится тщательное, углубленное обследование в условиях поликлиники, диагностического центра или стационара.
Мероприятия в системе диспансеризации: клинические исследования, документация
В особенную группу, подлежащую диспансерному наблюдению, входят дети, которые перенесли острые заболевания дыхательных путей. К таким заболеваниям относят:
- острые и затяжные пневмонии;
- частые и длительные респираторные инфекции.
При постановке ребенка на учет врач – педиатр осуществляет целый ряд задач, которые обеспечивают всестороннюю реабилитацию ребенка. При этом постановка на диспансерный учет фиксируется в двух документах:
- истории развития ребенка (форма 112/у);
- контрольной карте диспансерного больного (форма 30/у).
Педиатр составляет план диспансерного наблюдения за ребенком, в котором отражается кратность осмотра педиатром и другими врачами – специалистами, указываются сроки конкретных осмотров и объем необходимых клинических, а также параклинических исследований.
Клиническое исследование — это научное исследование с участием людей, которое проводится с целью оценки эффективности и безопасности нового лекарственного препарата или расширения показаний к применению уже известного лекарственного препарата.
По результатам диспансеризации врач разрабатывает тактику ведения ребенка, который перенес то или иное заболевание, формулирует обоснование и сроки плановой госпитализации, определяет сроки и показания для снятия ребенка с диспансерного учета. Кроме того, врач проводит оценку эффективности результатов диспансерного наблюдения ребенка.
В дальнейшем он дает рекомендации по возможности допуска ребенка в коллективы и описывает систему занятия спортом для него. Также необходимо отметить возможность проведения профилактических прививок ребенку, описать правила его будущей социальной адаптации и режим обучения в школе или нахождения в детском дошкольном учреждении.
Когда заканчивается календарный год, то на каждого из детей, которые состояли на диспансерном наблюдении, составляют ежегодный эпикриз, в котором описывают динамику и длительность заболевания, факт наличия сопутствующих заболеваний, система проведенных обследований и лечения, все профилактические мероприятия. Также фиксируется эффективность диспансеризации и подводится итог динамики состояния пациента, путем описания подобными категориями: «выздоровление», «ухудшение» и др.
Если состояние ребенка по каким-либо причинам ухудшается, то разрабатывается программа повторных наблюдений и возможности коррекции состояния ребенка. Сложнейшим вопросом в системе диспансеризации детей является организация их лечения в период интеркуррентных заболеваний.
Интеркуррентные заболевания – это случайно присоединяющиеся болезни, осложняющие течение основного заболевания.
В каждом конкретном случае лечение должно быть подобрано строго индивидуально и с учетом особенностей течения основного хронического заболевания. Соответственно существенно меняется и система реабилитации такого ребенка.
Большое значение в организации диспансеризации любого типа играют режимные моменты, которые заключаются в учете особенностей диетического питания ребенка, режима максимально возможного движения ребенка, перенесшего заболевание. Также на фоне интеркуррентного заболевания обязательно проводить лабораторный и инструментальный контроль. Система организации диспансеризации детей, которые перенесли заболевания или имеют хронические отклонения в здоровье, регулируется на законодательном уровне.