Конструктивно-технологические особенности самолетов
Самолетостроение – это отрасль промышленности, которая занимается производством самолетов.
Самолет, как объект производства обладает рядом конструктивно-технических особенностей:
- Большая номенклатура деталей. Данная особенность обуславливает необходимость применения многочисленных технологических процессов и усложняет планирование, контроль и технологическую подготовку производства.
- Большая номенклатура используемых материалов. Многие материалы, которые используются в самолетостроении, трудно поддаются обработке традиционными технологическими методами, что обуславливает необходимость разработки специфических технологических процессов для изготовления необходимых деталей.
- Сложность пространственных форм составляющих конструкции.
- Малая жесткость большинства составляющих конструкции. Малой жесткости современных самолетов способствуют предъявляемые требования по ограничению массы. Поэтому в самолетостроении характерно применение монтажных, сборочных и прочих приспособлений, которые обеспечивают точные размеры в процессе сборки агрегатов, узлов, а также использование специальных технологических методов.
- Большая трудоемкость сборочных работ. Главная особенность сборочных работ в самолетостроении заключается в получении большого количества неразъемных и разъемных соединений при помощи клепки, склеивания, запрессовки, сварки и т. п.
- Большая трудоемкость испытательных работ. Высокие требования в области надежности к самолетам обуславливают большой комплекс испытательных работ по проверке надежности обеспечения различных эксплуатационных параметров его отдельных составляющих.
- Высокие требования к качеству самолета и его отдельным составляющим. Качество самолета представляет собой комплекс тактико-технических характеристик и показателей, которые характеризуют его надежность в процессе эксплуатации.
- Особенности технологической документации. Чтобы обеспечить высокие требования к надежности, качеству и точности самолетов проводится большое количество испытаний, что вызывает необходимость в разработке и оформлении соответствующей документации.
Материалы для изготовления деталей самолетов
Для изготовления основных силовых элементов планера самолета, таких как хвостовое оперение, фюзеляж, агрегаты коробки крыльев, образующие каркасную группу, используется сплав алюминия - дюралюминий. Сплавы алюминия маркируются набором цифр и букв. Буква Д в начале марки означает, что сплав типа дюралюминий, буква А - технически чистый алюминий. После условного номера для группы сплава следуют буквенные обозначения, которые характеризуют вид предварительной обработки:
- М - мягкое состояние, сплав отожжен,
- T - сплав термически обработан,
- T1 - сплав закаленный или искусственно состаренный,
- Н - сплав нагартован,
- П - сплав нагартован на половину,
- В - повышенное качество выкатки.
Совокупность перечисленных обозначений характеризует марку сплава дюралюминий Д16 - 4,3 % меди, 1,5 % магния, 0,6 % - марганца, 0,5 % - кремния, остальное алюминий. Данный сплав используется для изготовления силовых элементов самолета: обшивка, лонжероны, шпангоуты, нервюры. Чтобы увеличить коррозионную стойкость, полуфабрикаты сплава Д16 выпускаются плакированными - покрываются тонкими слоями чистого защитного алюминия, который обладает более высокой химической стойкостью, чем дюралюминий. Самым распространенными сплавом для ковки является сплав АК-6: 2,2 % меди, 0,6 % магния, 0,6 % марганца, 0,9 % силиция. Его предел прочности почти равен Д16, но он более пластичен в горячем состоянии. Он предназначен для изготовления деталей сложной формы: фитинги, рычаги, кронштейны, передаточные качалки.
В самолетостроении используются также сплавы с кремнием - силумины. Они прочны, легки, коррозионно-устойчивы и обладают лучшими литейными свойствами. Например, сплав АЛ2, содержащий от 10 до 12 % кремниям, используется для мелкого и тонкостенного литья. Сплавы АЛ9 и АЛ4 с меньшим содержанием кремния обладают высокой прочностью. Сплав АЛ4 используется для литья крупных составляющих, которые подвергаются большим нагрузкам, АЛ9 обладает самыми лучшими литейными свойствами, используется в производстве сложных деталей, подвергающихся средним нагрузкам. В самолетостроении используются сплавы для холодной штамповки и сварных конструкций, которые не упрочняются предварительно. К таким сплавам относятся алюминемарганцевые сплавы, магналий и технический алюминий.