Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процесс основано на физиологических данных человека: память сохраняет $25\%$ услышанного материала, $33\%$ – увиденного, $50\%$ – увиденного и услышанного, и $75\%$ материала при условии активного участия учащегося в учебном процессе.
ИКТ можно использовать во время урока в разнообразных форматах:
Использование компьютерных презентаций на уроке математики
Современными технологиями представления информации являются компьютерные презентации. Презентации на уроках математики используются в зависимости от содержания, целей и задач урока:
- урок изучения нового материала – с помощью презентации иллюстрируется учебный материал;
- решение устных заданий – презентация помогает ученикам оперативно выполнять задания и т.п.
Учебную презентацию можно создать в виде конспекта урока. В таком виде презентация должна содержать основные составляющие традиционного урока:
- тему урока;
- цели и задачи урока;
- ключевые понятия;
- основные этапы урока;
- задания на урок и для самостоятельного решения.
При проведении уроков математики эффективно применение чертежей с эффектами анимации для организации работы учащихся с чертежами и графиками при доказательстве теорем и решении задач, выполнения схем, использования таблиц и т.д.
Мультимедийные презентации помимо представления графических и текстовых элементов на экране сочетают в себе движение, звуковые и видеоэффекты, что делает их удобным и эффектным способом представления информации и продлевает интерес учащихся к происходящему на экране.
С помощью компьютерной презентации учитель может самостоятельно сформировать учебный материал, основываясь на особенностях конкретного класса, изучаемой темы для построения максимально эффективного урока.
На слайдах презентации можно демонстрировать примеры, задачи, цепочки для устного решения, организовать математические разминки и др.
Использование flash-анимации на уроках математики
Компьютерная анимация – это последовательность изображений, которые меняются на протяжении определенного промежутка времени.
Кадры, которые сменяют один другой на протяжении определенного промежутка времени, создают иллюзию движения, что и является анимацией.
С помощью применения технологий flash-анимации на уроках можно создавать небольшие учебные ролики, в которых при помощи подвижных схем, изображений и текста излагается фрагмент материала, предлагаемого для изучения.
Использование flash-анимаций должно помогать качественному объяснению нового материала. Анимированные ролики должны содержать четко дозированный объем учебного материала, хорошо продуманный дикторский текст, достаточное количество иллюстраций. Длительные анимации должны содержать управляющие кнопки: «пауза», «стоп», «в начало» для возможности опросить учеников, дать дополнительные пояснения и т.д.
Flash-анимации могут применяться и на этапе закрепления материала или проверки знаний. Например, при выключенном звуке можно предложить ученику заменить диктора и рассказать о происходящем на экране или остановить ролик и попросить продолжить рассказ об изучаемом свойстве, продолжить правило и т.п.