Железнодорожное машиностроение России
Железнодорожное машиностроение является одной из основных отраслей промышленности в России. В стране производят очень много продукции для железных дорог, включая пассажирские и грузовые вагоны.
Железнодорожное машиностроение можно разделить на три основные ветви:
- Локомотивостроение
- Вагоностроение
- Производство путевой техники
Предприятия данной отрасли, как правило, размещаются вблизи металлургических баз, потому что производят весьма крупногабаритную и металлоемкую продукцию.
Так же отрасль отличается большой электроемкостью и малой трудоемкостью.
В последние годы наметился прирост заказываемой продукции, что связанно в первую очередь с износом имеющихся грузовых вагонов в парках более чем на 70%, тогда как 12% уже отслужили положенный срок.
Износ пассажирского парка на 2005 год составил 53%, что является достаточно плачевной ситуацией для РЖД.
Вагоностроение
Подотрасль занимающаяся производством вагонов для рельсового транспорта. Данная отрасль обеспечивает продукцией промышленные и магистральные транспорты, а также городские, такие как магистраль и метрополитен.
Данная подотрасль зародилась на заре железнодорожной эры в Великобритании, что было связанно со строительством дороги Манчестер-Ливерпуль.
В течении нескольких лет к ней присоединились такие страны как США, Франция, Германия, уже к 30-м годам у них существовали заводы выпускающие вагонную продукцию.
Спустя десять лет, в 1840, первые заводы появились уже и в Российской Империи.
Первые вагоны (вагонетки) в России использовались на рудниках и на внутризаводских рельсовых дорогах. И лишь в 1846 году были пущены первые вагоны по дороге Москва-Санкт-Петербург. Часть деталей и материалов для их производства были закуплены за рубежом, так как промышленность России того времени не умела производить сталь необходимого качества.
В эти годы активно проходило строительство железных дорог, а также освоение производства вагонов на отечественных заводах.
С 1860 года на российских заводах стали активно выпускаться вагоны разного тоннажа.
Но так как частные фирмы все равно предпочитали заказывать вагоны за рубежом, было принято свернуть поставки, что привело к закрытию нескольких заводов.
В последующие годы российские заводы осваивали все более новые и качественные техники производства, значительно расширяя свое ассортимент продукции.
Особенностью современного машиностроения можно считать обособленность от мирового рынка, что связанно с различием в ширине дорожной колеи в странах СНГ и многих прилегающих европейских странах.
В период до 90-го года вагоностроение испытывало спад производства, однако с 2000-х годов оно начало набирать стремительные обороты, что в первую очередь связанно с активными инвестициями операторских компаний. Это привело к значительному росту показателей российского производства.
Локомотивостроение
Подотрасль железнодорожного машиностроения занимающаяся выпуском локомотивов.
Первый Российский паровоз был выпущен на Александровском заводе в 1845 году. Уже в 20 веке локомотивостроение смогло удовлетворить все имеющиеся потребности в паровозах России.
В эти годы локомотивостроение переживало лучшие свои годы и вышло на лидирующие позиции по применению научных и технических разработках.
Трансмашхолдинг (ТМХ)
Крупнейшая компания по производству подвижного состава для рельсового транспорта.
Компания входит в десятку самых крупных на мировом рынке железнодорожного транспорта. Данная компания занимается производством:
- Тепловозов
- Магистральных и промышленных электровозов
- Рельсовых автобусов
- Вагонов метро
Компания была основано в 2002 году, что по сравнению с другими производителями относительно недавно.
В 2005 году она кооперировалась с немецкой компанией Siemens AG, которая занимается созданием высоковольтных статических преобразователей для пассажирских вагонов.
В 2015 году Трансмашхолдинг получил господдержку на освоение производства тяговых электродвигателей для тепловозов.
Трансмашхолдинг включает в себя довольно большое количество предприятий.
Метровагонмаш
Компания входит в состав Трансмашхолдинг.
Завод был основан в 1897 году, и занимался постройкой основного подвижного железнодорожного состава и запасных запчастей.
Первая продукция, выпущенная с завода поставлялась для Северной железной дороги в России.
В 1903 году было запущенно производство трамвайных вагонов и снегоочистителей.
В 1926 году начались первые выпуски электровагонов (электричек).
В 1935 году начался выпуск вагонов метро для Московского метрополитена.
В 1976 году завод получил награду за поставку вагонов для Пражского метрополитена, Орден Труда.
За всю свою историю завод производил вагоны: пассажирские, багажные, конные, вагоны трамваев. А так же на заводе были выпущены первые в России автомотрисы, электрички, вагоны метро.
Продукция данного завода используется в 19 метрополитенах страны.
Еще одним направлением завода служит рельсовые автобусы, предназначенные для работы на пригородных и межобластных не электрифицированных маршрутах.
С 2009 года на заводе планируется запустить производство вагонов отличающихся повышенной безопасностью перевозки пассажиров, более комфортными условиями для машинистов, экономичностью при ремонте и улучшенным внешним видом. В вагонах усилена шумоизоляция, а салон отделан негорючими материалами. Так же полностью заменена тормозная система. В кабине машиниста будет расположен эвакуационный выход.