Заводы машиностроения в России
Машиностроение – одна из крупнейшей и важнейших отраслей промышленности. На территории России располагается более 2000 тыс. крупных и средних предприятий машиностроения.
Доля России в этом сегменте мирового рынка составляет 23%, и уступает только США (32%).
На 2009 год Россия имела сотрудничествов этой сфере с 80 странами мира и экспортировала свою продукцию более чем в 60 стран.
Крупнейшие машиностроительные предприятия России
- АвтоВАЗ
- ГАЗ
- Трансмашхолдинг
- Ростсельмаш
АвтоВАЗ
АвтоВАЗ – это крупнейшая компания в России, занимающаяся автомобилестроением.
Изначально компания выпускала автомобили марки ВАЗ од названием «Жигули» и «Нива», а так же занималась экспортом в некоторые странны автомобилей под маркой «Riva». С 2016 года завод производит автомобили под маркой «Lada», «Nissan», «Datsun». Главный офис компании располагается в городе Тольятти.
С 2017 года 64% компании принадлежит Alliance Rostec Auto B.V..
16 июня 1971 года был выпущен 100 тысячный автомобиль марки ВАЗ. Официально завод был принят в эксплуатацию 22 декабря 1973 года после выпуска своего миллионного автомобиля.
В годы экономического кризиса завод АвтоВАЗ получил субсидии от государства на погашение долгов, также он попал под программу субсидирования.
2009 год стал поворотным годом для АвтоВАЗа. Государство сочло нецелесообразным поддерживать завод. После чего компания Renault заявила, что готова поддержать российский завод, в обмен на это АвтоВАЗ должен наладить выпуск модельного ряда «Nissan» и «Renault», с использованием зарубежных технологий.
В 2010 году АвтоВАЗ приступил к антикризисной программе «Лада Качество», специально разработанной группой специалистов. В 2012 году были привлечены специалисты по качеству, их участие привело к значительному улучшению качества продукции. Экспорт продукции ныне осуществляется в основном в страны СНГ (90%), Европу (5%).
Несмотря на все предпринимаемые усилия, АвтоВАЗ находится не в самом выгодном положении, в 2016 года ее убытки составили на 47% больше чем в 2015 году.
При этом по продажам на внутреннем рынке компания занимает лидирующие позиции. Лидером в серии Лада стала модель Lada-Priora.
Рисунок 1. Годы производства и модельная линейка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
ГАЗ
Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) – одно из крупнейших автомобилестроительных предприятий, выпускающее легкие автомобили, микроавтобусы и военную технику.
В 2005 году ГАЗ был разделен на два дивизиона «Легкие коммерческие и легковые автомобили» и «Автокомпоненты». Так же ГАЗ вошел в один из крупнейших холдингов России - «Группа ГАЗ».
Первые автомобили выпускались на заводе по схемам американской компании Ford, хотя в них был внесен ряд изменений (усилено сцепление, изменена форма радиаторов и тп.).
Вплоть до 1935 года завод активно принимал поддержку от компании Ford.
В годы Великой отечественной войны предприятие было всецело направлено на производство военной техники.
В 1958 году на выставке в Брюсселе, завод ГАЗ взял Гран-при, выставив такие модели как «Чайка» и «Волга».
В марте 1981 года с конвейера сошел 10-милионный автомобиль. В эти же годы началась работа над автомобилем с дизельным двигателем, так как дизелизация была приоритетной задачей того времени. В связи с этим началась реорганизация завода, которая позволила уже в 1993 году запустить производство дизельных автомобилей.
После распада СССР промышленность России испытывала кризис, завод ГАЗ одним из первых пытался адаптироваться к новым условиям. В 1992 года он был преобразован в ОАО.
В 1996 году ГАЗ стали первыми кто применил технологию четырех клапанов на цилиндр, хотя вытеснить своих карбюраторных предшественников у них вышло не сразу.
Так же в 90-е годы, ГАЗ, заключили немало договоров с иностранными компаниями по производству автокомпонентов.
В 2001 году ГАЗ вошел в состав крупного холдинга «РусПромАвто», который в 2005 году был реструктурирован в «Группа Газ», и Газ занял в нем лидирующую позицию.
В 2008 году завод столкнулся с финансовым кризисом и кризисом сбыта, что привело к нескольким остановкам конвейеров для сбыта уже выпущенной продукции. В этом же году принимая во внимание долги перед поставщиками, правительством было принято решение оказать финансовую поддержку заводу ГАЗ.
В кризис было приняты различные антикризисные меры (сокращен персонал, сокращена рабочая неделя), но возобновления спроса так и не последовало. 6 мая ГАЗ продали свой британский завод малазийскому концерну Weststar, в связи с чем выпуск автомобилей под маркой «Maxus» был полностью прекращен и выведен с российского рынка.
В 2010 году ГАЗ заключили договор с концерном Daimler на выпуск автомобилей Mersedes-Benz Sprinter.
В середине июня 2011 года Volkswagen Group Rus и группа ГАЗ подписали соглашение на восемь лет о контрактной сборке 110 000 легковых автомобилей в год на мощностях ГАЗа. Соглашение подписано в рамках перехода Volkswagen на новый режим промсборки автомобилей в России.
Трансмашхолдинг
Трансмашхолдинг - это крупнейшая компания, занимающаяся выпуском железнодорожной техники (электровозы, тепловозы, пассажирские вагоны, вагоны для метрополитена).
За 2016 год выпуск продукции на данном производстве вырос на 22%. Несмотря на то, что компания сравнительно молодая (существует с 2002 года), она уже является одной из самых крупных.
В 2005 году Трансмашхолдинг объединился с немецкой компанией Siemens AG, которая специализируется на создании высоковольтных статических преобразователей.
Позже, была приобретена компания FTD Dessau — старейший инжиниринговый и производственный центр в Европе.
В 2015 году компания получила от государства заем в размере 106 млн., на освоение производства тяговых электродвигателей. Запуск данной модели позволит заменить двигатели, производимые в Украине, и превзойти по техническим характеристикам зарубежные аналоги.
В 2016 году Трансмашхолдинг вошел в топ 50 крупнейших в мире технологических компаний.
Ростсельмаш
Компания, входящая в пятерку самых крупнейших производителей сельскохозяйственной техники, берет свое начало с 1929 года.
30 июня 1930 года с завода сошел первый комбайн «Колхоз».
В следующем году этот комбайн был усовершенствован и получил название «Сталинец». А начиная с 1932 года, Россия перестала ввозить комбайны из-за границы, к тому же она сама стала экспортером.
В годы войны многие цеха перестраивались под выпуск военной техники.
После окончания войны, начиная с 1955 года, Ростсельмаш стал специализироваться на выпуске зерноуборочной техники. Последующие выпускаемые комбайны претерпели ряд изменений, что позволило увеличить их производительность.
В дальнейшем завод приступил к выпуску кукурузоуборочных, томатоуборочных и рисоуборочных комбайнов.
В 2000-х годах у Ростсельмаш появился инвестор – промышленный союз «Новое содружество».
В 2005 году Ростсельмаш получил медаль на конкурсе инноваций SIMA-2005 (Франция).
В 2009 году Ростсельмаш приобрел часть активов американской компании Red Ball для развития производства опрыскивателей.
В нынешнее время Ростсельмаш только наращивает производство, в 2017 году показатели выпуска продукции увеличились на 70%.