Угольное машиностроение является ветвью тяжелого машиностроения. Развитие данной отрасли начинается с 1924 года, со строительства подсобных предприятий, а в дальнейшем и заводов. Началось массовое производство шахтных вагонеток, скреперных лебедок, шахтных подъемных машин, центробежных насосов и т.п. Позднее, в 41-45 годах была открыта первая база угольного машиностроения.
Россия входит в пятерку стран с наиболее развитой угольной структурой, однако угольное машиностроение переживает не самые лучшие времена. Россию, скорее, можно назвать нетто-импортером оборудования для добычи угля, во многом на это повлияло длительное отсутствие стратегии развития. Но, даже не смотря на это, некоторые заводы могут производить конкурентоспособное оборудование, способное конкурировать с иностранными импортерами в цене, при этом уступая им в качестве и надежности.
Обновление предприятий происходит как с помощью отечественного оборудования, так и импортного. Многие производители отдают свое предпочтение импортным производителям, так как отличия в качестве и производительности, слишком ощутимы.
Часть инвестиций, вкладываемых в развитие угольного машиностроения, направляется на обеспечение шахтной атмосферы (вентиляционные системы), то есть на активную часть основных фондов. От этих основных фондов зависят объемы добычи сырья, а значит и возврат внесенных денежных средств. Таким образом, можно сделать вывод, что главными для развития угольного машиностроения служат инвестиционные вливания и обновление оборудования.
Однако с каждым годом отмечается рост зависимости от импортного оборудования, что довольно пагубно сказывается на машиностроении в целом.
С 2011 по 2015 значительно увеличилась доля импортного горнодобывающего оборудования, теперь она составляет 66,1%.
Снижение уровня развития отрасли начались после распада СССР, что повлияло на снижение мощностей производства. Частично потери пытались восстановить за счет конверсии на военных комплексах, а также за счет перехода к серийному выпуску горно-шахтной техники.
Но нужного эффекта достичь не получалось, как следствие наметился рост цен на уголь, за чем последовало снижение поставок, а значит и производство горного оборудования. Это само по себе означало крах для угольного машиностроения.
Не смотря на заметный рост с 2010 года, уровень производства по-прежнему оставляет желать лучшего. Износ оборудования на шахтных предприятиях составляет более 60%.
Эксперты отмечают, что для развития машиностроения, у России есть все шансы. Но для этого необходимо обновление ряда оборудования, а значит необходимы немалые инвестиционные вливания.
Условия необходимые для развития угольного машиностроения:
Один из крупнейших заводов по производству горно-шахтного оборудования. Завод функционирует с 1943 года.
Направления выпускаемой техники:
Огромное предприятие обладает собственной ТЭЦ, большим количеством цехов, отгрузочными площадками, сетью автомобильных дорог и железнодорожных подъездных путей, сортировочной станцией и др.
Для роста и развития предприятия с учетом тенденций рынка в 2002 году было принято решение о реконструкции завода. Были закрыты нерентабельные цеха.
Исследования, проведенные экспертами, позволили значительно повысить развитие, увеличить конкурентоспособность.
Оборудование, выпускаемое заводом, поставляется на большую часть угольных бассейнов страны.
Еще один завод, входящий в тройку крупнейших по производству горного оборудования. Завод начал функционировать с 1907 года в виде нескольких механических мастерских, но уже скоро они пополнились новым оборудованием.
После увеличения спроса на добычу угля в 1917 году, производство стало набирать обороты, и уже в 1941 году завод считался самым крупным поставщиком горного оборудования. Главной продукцией были вагонетки разной грузоподъемности, а также комплектующие к ним.
Годы войны стали для завода решающими - благодаря крупным заказам на выпуск непрерывного подземного транспорта и модернизации производства завод превратился в мощное предприятие.
В послевоенные годы оборудование стали поставлять не только в восточный регион, но и на территорию Донбасса. Развитие шло ускоренными темпами. Приоритетом стало производство сбоечно-буровых машин и непрерывного подземного транспорта. Стали поступать заказы из-за рубежа.
Вплоть до 90-х годов производство стабильно двигалось вверх, но эти годы принесли кризис, который был обусловлен массовыми забастовками шахтеров.
Для сохранения позиций завод начал осваивать производство более сложного оборудования (забойных конвейеров).
В 1991 году завод был зарегистрирован как акционерное общество, что являлось серьезным шагом.
Главной задачей завода является внедрение прогрессивных технологий, модернизация технического оборудования, а также улучшение условий труда. Данные задачи и по сей день остаются приоритетными.