Мировые центры машиностроения
Машиностроение в развитых странах – это ведущая отрасль не только промышленности, но и экономики страны в целом.
Как отдельная отрасль машиностроение возникло в 19 веке в Англии.
С того времени в машиностроительном комплексе наблюдается тенденция перехода от старых, традиционных производств, в сторону новых, наукоемких, это вызвано прежде всего переходом производства к электротехнике, средствам автоматизации и других наукоемких продуктов.
Подобные тенденции ярко выражены в таких высокоразвитых странах, как США, Япония, Германия и др.
В современном мире выделяются четыре основных центра машиностроения:
- Северная Америка, производящая практически всю номенклатуру промышленности
- Западная Европа, производящая в основном массовую машиностроительную продукцию
- Юго-восточная Азия, лидером которой бесспорно является Япония. Здесь сочетается производство массового машиностроения с высокими технологиями
- Страны СНГ, отстающие в производстве наукоемких отраслей, но преуспевающих в производственных мощностях.
На развитые страны приходится 67% все выпускаемой продукции промышленности. Из них 43% приходится на США, Германию и Францию.
Машиностроение является основным поставщиком продукции для отраслей промышленности. На США при этом приходится 30,5% всего экспорта, на Японию - 11%, на Германию – 10%.
Развитые страны, по торговле машинно-техническими изделиями, опережает развивающиеся страны. Они занимают лидирующие позиции по расходам на душу населения, что позволяет поддерживать конкурентоспособность на высоком уровне. Учитывая это, в развитых странах потребители предъявляют повышенные требования к продукции.
Ни одна страна не может быть впереди по всем направлениям научно-технического прогресса. Даже США вкладывает в развитие мирового научно-технического прогресса гораздо больше, чем может получить от его использования.
Но не смотря на это наиболее активное использование продуктов научно-технического прогресса развитыми странами, позволяет удерживать конкурентные позиции в мировом хозяйстве.
Лидеры автомобилестроения
Начало массового выпуска машин было положено Генри Фордом. Используя разделение труда, ему удалось в восемь раз сократить время сборки. Таким образом США более полувека была закреплена в лидирующих позициях автомобильного машиностроения.
Но сравнительно недавно США уступило свои позиции Японии и странам Западной Европы, которые сделали ставку на малолитражные автомобили. В конце 90-х годов к производству автомобилей подключились страны Латинской Америки и Азии.
В этот же период, страны начали осваивать не только внутренний рынок, но и активно развивать внешний. К примеру США, стали поставлять свои автомобили на рынок в Японии и Европе, а европейские и японские страны выходили на американский рынок.
На сегодняшний день лидером во внутренних продажах остается США, за ней тесно следуют станы Европы и Японии. Так же в последнее время наблюдается быстрый рост автомобилестроения в Китае.
Лидеры авиаракетной-космической отрасли
В 20 веке лидером по производству авиа продукции была Германия. После войны эту позицию разделили между собой США и СССР.
США развивали как гражданскую, так и военную авиацию, в то время как советские страны делали акцент на обороне. Так как данная отрасль требует много квалифицированных кадров, то лидерами по-прежнему в этой отрасли является США, а продукция ее компаний Boeing-McDonnell Douglas, Lockheed Martin Corporation, General Dynamics, United Technologies – самая востребованная в мире.
Лидеры судостроения и железнодорожного производства
В настоящее время в судостроительной отрасли наблюдается спад. Но не смотря на это выпуск специальных судов, танкеров, ледоколов, наоборот увеличился. Если раньше лидером в производстве судов была Европа, то на данный момент право лидерства перешло к США и Азии. Однако в строительстве именно морских судов абсолютными лидерами является Япония и Корея.
Железнодорожное машиностроение – это одна из старейших отраслей в мире. В данное время география производства постепенно меняется, это конечно же не могло не отразится на выпуске продукции. Сейчас лидирующие позиции плавно переходят к Азии, таким странам как Индия и Китай. В Европе же основная ставка делается на скоростные поезда. Лидерами в этой ветви являются Япония, США и Корея.
Лидеры в электронике
Электроника – это быстроразвивающаяся наукоемкая отрасль.
По стоимости, электроника занимает первое место в общемировой промышленности, оставив далеко позади даже автомобилестроение. Лидерами в данной отрасли считаются так же США, Япония, Корея и Европейский союз.
Крупнейшие страны-экспортеры продукции машиностроения
Реализация продуктов машиностроения приносит странам довольно ощутимые капиталы. Например, США составляет 30% от мировой стоимости продукции. Япония продает товара на 15%. Германия около 10%.
Главные страны-экспортеры:
- США
- Япония
- Германия
- Великобритания
- Франция
- Италия
- Канада
- Корея
Лидеры в других отраслях
Станкостроение: ФРГ, Япония, США, а также Италия, Швейцария, Южная Корея, Индия, Бразилия. Лидерами в станкостроении являются развитые страны.
Военно-промышленная электротехника: в первую очередь США, ФРГ, Великобритания. Военно-промышленная электроника представлена лишь в развитых странах
Бытовая электроника: Южная Корея, а также Тайвань и Китай. Бытовая электроника требует большого количества дешевых рабочих рук, поэтому широко представлена в развивающихся странах, особенно в новых индустриальных странах.
Судостроение: Южная Корея, Бразилия, Аргентина, Япония, Индия, Мексика. Ведущие позиции занимают Япония, Южная Корея, которые нуждаются в больших количествах сырья, которое поставляется морским видом транспорта. Поэтому наличие судостроения в этих странах объясняется потребительским фактором.
Важное значение в этой отрасли имеет стоимость труда рабочих, поэтому бывшие ведущие производители грузовых судов - США, Великобритания перешли на судоремонт и гражданское судостроение (яхты)