Важнейшей отраслью Беларуси остается машиностроение с особым развитием сельскохозяйственного и транспортного направлений. Республика выпускает около 60 тысяч тракторов, 2 тысячи комбайнов по уборке зерна, 22 тыс. грузовых автомобилей, 3 тыс. автобусов, и это все за год.
Примерно 60 % всей продукции реализуется за рубежом. Прогнозы экспертов в среднесрочной перспективе – рост спроса на продукцию машиностроения Беларуси в России и Казахстане, на долю которых в общей сумме приходится 75 % белорусского машиностроительного экспорта.
Структура машиностроения Беларуси начала формироваться в 70-80-х гг. ХІХ века. Тогда были созданы первые чугунолитейные, механические и машиностроительные заводы. Изделия таких производств были не сложные, они обеспечивали местные потребности в различных сферах. Такие предприятия сначала появились в Минске, Витебске, Бобруйске, а после в Лиде, Могилеве и Пинске.
1920-1930-х гг. – появились производства станкостроения, сельскохозяйственного машиностроения, изготовление торфяных машин, радиоприемников. В Западной Беларуси, которая на то время находилась в составе Польши, данная отрасль почти отсутствовала.
После Великой Отечественной войны наблюдались большие изменения в структуре машиностроения Беларуси. В 1944 году началось изготовление автомобилей и тракторов. В то время, когда распался СССР, эта отрасль переросла в народнохозяйственный комплекс.
В условиях экономического кризиса 1990 г., отсутствия инвестиций, нарушения хозяйственных связей в период 1991-1995 г. объемы производства машиностроительных организаций упали на 35,5%, потому что не обновлялись технологии и оборудование.
В Белоруссии создана сеть заводов, которые выпускают различную сельскохозяйственную технику.
Крупные предприятия
Белорусские машиностроительные предприятия широко известны за границей благодаря таким маркам, как карьерные самосвалы «БелАЗ», тракторы «Беларус», грузовые автомобили «МАЗ». Спецтехника «Амкодора и сельскохозяйственные машины «Гомсельмаш» тоже нашли рынки сбыта и постоянно расширяют географию своего экспорта.
Главное производство республики в транспортной отрасли – холдинг «БелавтоМАЗ». Занимается изготовлением:
- седельных тягачей,
- бортовых, среднетоннажных автомобилей,
- самосвалов,
- лесовозов и т.д.
На сегодняшнее время БелАЗ изготавливает каждый третий самосвал в мире.
Следующее производство, которое занимает на рынке в своем сегменте около 7%, является «Минский тракторный завод». Свою продукцию продает в 120 стран мира. В соответствии с экологическими требованиями Stage-3A, «МТЗ» производит обширный выбор тракторов от 80 до 200 л.с. Украина, Казахстан и Россия являются одними из главных заказчиков тракторов «Беларус». Но в 2012 году этот список дополнили Экваториальная Гвинея, Коста-Рика, Малайзия, Мьянма, Камбоджа, Ирак.
Ведущим производством Беларуси в сфере сельскохозяйственного машиностроения можно считать ПО «Гомсельмаш». Занимается изготовлением линейки зерноуборочных комбайнов, косилок и различной другой техники. Экспорт продукции «Гомсельмаша» исполняют в страны СНГ и Европу. Совсем недавно на латиноамериканский рынок также попали изделия производства.
Проекты и инвестиции
Одно из первых мест в числе отраслей экономики занимает белорусское машиностроение, которое приоритетно для иностранных инвестиций. С целью сохранения экспортных позиций, получения опыта и внедрения новых технологий производства, республики заинтересованы в различных проектах.
Среди проектов, которые реализуются сейчас – совместная организация представителей Китая и Минского автомобильного завода по производству «МАЗов». Также в состав этого проекта входит Минский завод колесных тягачей и Белорусский автомобильный завод.
«Пежо Ситроен» - известная французская компания, рассматривает возможность размещения производства легковых автомобилей в Беларуси. У «Дженерал Моторс» на стадии обсуждения находится решение работать на авторынке Беларуси, который имеет долгосрочную цель по сборке авто.
Украина считает хорошей идеей создание совместных с Беларусью организаций по производству сельскохозяйственной техники.
Несмотря на трудности, которые возникают, продукция машиностроения в общем объеме экспорта Беларуси занимает главное положение. Научно-технический и производительный потенциал отрасли, который имеется у республики, позволяет увеличить выпуск продуктов, что пользуется спросом на рынке. Учитывая это, в наше время разрабатывается комплекс мер по развитию интеграции, вступление крупных белорусских компаний в международные корпоративные структуры. Особое внимание уделяется реструктурированию машиностроительных производств с целью обеспечения конкурентоспособности на рынке.