Контроль применяется на всех видах производства, под ним понимается наблюдение за соблюдением предписанных технической документацией норм производства.
Контроль – это проверка свойств, параметров и характеристик материала, готового изделия, на соответствие стандартам.
Виды контроля качества в машиностроении
В машиностроении применяются следующие виды контроля качества:
- Контроль проектирования
- Входной контроль материалов и комплектующих
- Контроль за состоянием технического оборудования
- Операционный контроль изготовления
- Авторский надзор за приготовлением
- Контроль приборами, встроенными в оборудование
- Приемочный контроль готовой продукции
- Надзор по эксплуатации на производстве
- Выборочный контроль
- Сплошной контроль
Осуществляются данные виды контроля путем физического, химического и других видов воздействия, которые в свою очередь делятся на разрушающие и неразрушающие.
К разрушающим относятся:
- Растяжение и сжатие
- Испытания на удар
- Испытания при повторно переменных нагрузках
- Испытания твердости
К неразрушающим относят:
- Магнитные
- Акустические
- Радиационные
- Органолептические
Виды контроля, используемого при производстве деталей:
- Входной контроль комплектующих изделий. Определяется конструкцией машиностроительной детали в ТУ.
- Пооперационный, в процессе настройки и регулировки процесса. Такой контроль назначается технологом по чертежам и ТУ.
Средства контроля могут разрабатываться специально или использоваться уже имеющиеся.
К контролируемым параметрам относятся:
- Физический, химический, механический свойства и состав исходного материала
- Структура и внутренние дефекты материала изделия в ходе технологического процесса и в готовой детали
- Геометрические параметры и дефекты детали на стадии изготовления и в готовом виде
- Техническое состояние детали и динамические характеристики
- Свойства готовых изделий и их технические параметры
Производственный контроль обеспечивает качество выпускаемой продукции. На всех стадиях производства детали необходимо проверять свойства сырья и исходных материалов, геометрические параметры, свойства и структуру деталей, характеристики готовой продукции, это и будет считаться производственным контролем.
Сущность процесса контроля – это определение того, находится ли значение допустимы параметров между предельно допустимыми или нет.
Выявление нарушений целостности материалов, локальных нарушений и тд, является видом контроля.
Контроль позволяет выявить негодный материал, прекращение эксплуатации непригодных изделий.
На стадии входного контроля проверяется качество и свойство сырья, исходных материалов, качество заготовок и т.п.
На пооперационном контроле проверяются параметры, свойства и дефекты изделия и изделий в ходе технологического процесса.
За контроль на последних этапах технологического процесса отвечает приемочный контроль.
Инспекционный контроль контролирует состояние и технические характеристики деталей в процессе использования.
Если же контроль происходит без воздействия на процесс производства, то такой контроль называют пассивным.
Существует так же активный контроль, где проверка изделий проходит в процессе изготовления и используется для управления производством.
Визуальный контроль – то проведения контроля невооруженным глазом. При сплошном контроле проверка изделия проходит на все 100%. Если же контроль проходит не все изделие, то такой контроль принято называть выборочным.
Технический контроль в тяжелом машиностроении
Не смотря на то, что нормы технического контроля для любых заводов одинаковы, тяжелое машиностроение имеет свои особенности. Это связанно с своеобразием единичного производства, большим размером и весом деталей, невозможностью проведения полной контрольной сборки и т.д.
К примеру операционный контроль осуществляется за частую непосредственно на станках, а не на контрольных плитах. При этом станки используются в качестве измерительной базы. Для этого конечно же необходим постоянный контроль оборудования на производстве.
Часто случается так, что при сборке уникальных машин, их сборка не возможна в условиях завода, тогда для контрольной проверки используются эскизы деталей с указанием в низ фактических размеров.
Так как в тяжелом машиностроении в основном единичное производство, а не массовое, то технологические карты контроля не разрабатываются, поэтому контроль изготовления деталей осуществляется по их чертежам.
Специальными средствами контроля служат универсальные измерительные приборы (микрометрические скобы, нутромеры и т.п.).
Контрольный мастер занимается выбором способа проверки. Отсюда можно сделать вывод, что контроль во многом зависит от квалификации мастера.
Технический контроль можно разделить на сплошной и выборочный. При сплошном контроле проверяются все детали без исключения, при выборочном же проверяются лишь несколько деталей из всей партии.
Основным в тяжёлом машиностроении считается сплошной способ проверки.
Выборочный контроль, не может быть применен в условиях единичного и мелкосерийного производства, так как это повысит вероятность попадания дефектной детали к заказчику. Такой контроль может быть применен ли тогда, когда сплошной контроль возлагается непосредственно на исполнителя, в этом случае контролер может проверить детали выборочно.
При изготовлении мелких деталей, применяется лишь окончательный контроль, для проверки непосредственно уже готовой продукции. При производстве же больших и сложных деталей, особенно изготавливаемых на станках, назначается пооперационный контроль. Это необходимо для своевременного выявления дефекта. В таком случае на финальном контроле проверяется лишь внешний вид изготовленной детали, и проводится сверка контроля проводимых операций.