Пандемия COVID-19
Пандемия COVID-19 – это эпидемия тяжелой острой респираторной коронавирусной инфекции, характеризуемая распространением заболевания на территории многих стран, включая Россию.
В 2020 году мир столкнулся с новой угрозой - COVID-19. Вирус затронул множество стран, заражению подверглись сотни тысяч людей, многие скончались. Согласно последним статистическим данным общее количество заболевших составило порядка 21,8 млн. чел. из них умерло 779,1 тыс. чел. К подобного рода угрозам мир оказался не готов. В целях борьбы с массовыми заражениями во многих странах, включая Россию, был введен карантин (самоизоляция). Принятие подобного рода мер изменило многое:
- многие люди остались без работы, а бизнес – без покупателей;
- доходы граждан резко сократились;
- спрос на многие виды товаров и услуг сильно упал;
- некоторые виды деятельности попали под запрет;
- свое развитие получили удаленные формы занятости.
В результате многие компании разорились и после отмены самоизоляции и получения разрешения на работу уже не смогли открыться. Рынок в целом изменился. Определённые изменения коснулись и рынка рекламы. Рассмотрим их более подробно.
Изменения на рынке рекламы под влиянием COVID-19
Под рынком рекламы в общем смысле принято понимать место встречи спроса и предложения на рекламные услуги и формирования их стоимости. Иначе рынок рекламы может быть определен в качестве целевого рынка маркетинговых коммуникаций между участниками рекламной деятельности и ее потребителями.
Сама по себе реклама представляет заранее оплаченную неличную форму распространения информации о компании и ее продукции с целью привлечения внимания и побуждения к совершению определённых действий. Реклама – двигатель торговли. Она же является одним из базовых инструментов продвижения в системе маркетинга. На практике реклама выступает наиболее распространенным способом продвижения товаров и услуг.
Реклама может преследовать различные цели, принимать различные виды и формы. Так, в зависимости от преследуемых целей реклама может носить информативный, убеждающий или напоминающий характер. По способам своего воздействия реклама подразделяется на рациональную и эмоциональную. Основные формы рекламы представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Основные формы рекламы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В настоящее время рынок рекламы отличается высокой степенью конкуренции. Во время пандемии COVID-19 рекламе товаров и услуг стало уделяться особое внимание. При этом во главу угла была поставлена интернет-реклама, то есть реклама, размещаемая в виртуальной сети.
Основными разновидностями интернет-рекламы, используемыми в период пандемии COVID-19, выступают:
- контекстная реклама;
- медийная / баннерная реклама;
- тизерная реклама;
- seo-продвижение;
- вирусная реклама;
- реклама в социальных сетях.
Подобного рода инструменты доступны почти каждой организации, причем она может управлять ими как самостоятельно, так и привлекать для этих целей специализированные сторонние организации или отдельных специалистов.
Основными преимуществами интернет-рекламы, обусловившими столь высокую ее популярность в период пандемии, являются высокая скорость распространения рекламной информации, неограниченность возможностей и экономичность. Ее самым главным недостатком считается высокий уровень информационной конкуренции.
В целом справедливо говорить о том, что COVID-19 способствовал переориентации рекламного рынка на веб-рекламу в различных ее проявлениях. При этом традиционные виды и формы рекламы отошли на второй план. Изменилась сама структура рекламных бюджетов – финансовые ресурсы были перенаправлены с наружной рекламы на онлайн-площадки и телевидение.
В то же время следует понимать, что доходы бизнеса стремительно сократились, что, по мнению рыночных экспертов, не может не сказаться на рекламных бюджетах компаний. Весьма вероятно, что они будут существенно урезаны, более того будет осуществлен переход к интернет-рекламе.
Влияние COVID-19 на маркетинговую стратегию фирм
Пандемия коронавируса отрицательно сказалась не только на бизнесе как таковом, но и на экономической ситуации во всех странах мира. По сути, она привела к кризису, с которым пришлось столкнуться многим компаниям. Особенно пострадала сфера малого и среднего бизнеса. В условиях снижения платёжеспособного спроса и ограничения деятельности компании вынуждены были адаптировать свою маркетинговую деятельность к изменившимся условиям внешней среды.
Многие разработанные ранее стратегии маркетинга потребовали своей корректировки. Первоочередное внимание было уделено переоценке возможностей рыночного продвижения товаров и услуг фирмы, а также финансированию маркетинга.
В части рыночного продвижения взор бизнеса обратился на сферу онлайн-маркетинга. Эксперты выделили четыре digital-стратегии, способствующих преодолению кризиса COVID-19. В частности, речь идет о создании (оптимизации) и продвижении официального сайта в сети интернет. Кроме того, внимание следует уделить автоматизации бизнеса и маркетплейсу. Наконец, не стоит отказываться и от антикризисного продвижения.
Что касается финансирования маркетинга, то для всех сфер бизнеса характерна одна общая тенденция – снижение расходов на маркетинг. Как это ни прискорбно, но именно маркетинг стал той сферой, на которой стали экономить в первую очередь.
Помимо прочего, стоит отметить, что при разработке маркетинговых стратегий все большее внимания бизнес начал уделять вопросам антикризисного маркетинга и проработке возможных альтернатив развития. Кроме того, рыночные эксперты отмечают, что большинство компаний, особенно крупных, в ближайшем будущем изменят свои коммуникационные стратегии и больше внимания будут уделять ценностям и ситуативному маркетинга.
В целом справедливо говорить о том, что маркетинговые стратегии по-прежнему играют значимую роль в развитии компаний, даже несмотря на COVID-19. Пандемия стала уроком для бизнеса, сделав те компании, которым удалось устоять на ногах, еще более сильными.