Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Сегментирование рынка товаров и услуг

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Маркетинг / Сегментирование рынка товаров и услуг

Общая характеристика сегментирования рынка товаров и услуг

Определение 1

Сегментирование рынка товаров и услуг – это разграничение рынка товаров и услуг на однородные по заранее определённым признакам сегменты.

Определение 2

Рыночный сегмент – это выделенная группа рынка, которая обладает сходными характеристиками.

В основе сегментации рынка товаров и услуг лежит его дифференциация на отдельные части с учетом множества факторов и критериев. В теории маркетинга под сегментированием рынка понимается непосредственно сам процесс разделения отрасли или целевого рынка на однородные по определенным признакам сегменты. При этом каждый сегмент рынка характеризуется следующими критериями:

Готовые работы на аналогичную тему

  • емкость;
  • внутренняя однотипность;
  • доступность;
  • прибыльность;
  • перспективность;
  • информационная доступность;
  • эффективность спроса.

Именно на основе их оценки впоследствии и производится выбор целевого сегмента или их совокупности. Рассмотрим каждый из критериев более подробно.

Емкость рыночного сегмента определяется количественными параметрами (границами) сегмента и показывает, сколько товаров (услуг) и какой стоимости могут быть реализованы в сегменте. Под внутренней однотипностью понимается внутрисегментная схожесть представителей сегмента рынка и их максимальная отличимость от представителей прочих сегментов рынка.

Доступность рыночного сегмента служит показателем необходимых затрат ресурсов и времени, которые будут необходимы для того, чтобы получить необходимую долю рынка для обеспечения рентабельности функционирования в выбранном сегменте. Прибыльность рыночного сегмента служит оценкой показателей, характеризующих норму прибыли, прирост общей ее массы при работе в выбранном сегменте, а также доход на вложенный капитал.

Перспективность рыночного сегмента предопределяется возможностью реализации планов фирмы в данном сегменте, причем как в ближайшей перспективе, так и в долгосрочном аспекте.

В основе оценки информационной доступности рыночного сегмента лежит способность получения необходимой информации о сегменте, наличие в нем закрытых зон, а также доступность представителей сегменты для рекламных каналов и каналов сбыта.

Эффективность спроса означает, что сегмент рынка должен иметь достаточно большой размер и отличаться достаточным уровнем платежеспособности и желания приобрести товар или услугу.

В конце концов, сущность сегментирования рынка товаров и услуг сводится к необходимости структурирования всех покупателей по группам и отыскании тех из них, которые обладают наиболее высоким потенциалом для фирмы. Именно эта группа и будет считаться целевым сегментом.

Основополагающими целями и задачами сегментирования рынка товаров и услуг выступают обеспечение максимальной удовлетворенности потребителей, повышение конкурентоспособности продукта, оптимизация ресурсов фирмы и концентрация усилий бизнеса на наиболее прибыльных и быстро растущих сегментах рынка. В конечном счете, все это позволяет компаниям укреплять свои позиции в отрасли и увеличивать прибыль.

Процесс сегментирования рынка товаров и услуг

Сегментирование рынка товаров и услуг представляет собой довольно сложный процесс, требующий ответственного подхода к своей организации. Согласно классической схеме процесс сегментирования рынка состоит из шести последовательных этапов. В общем виде они представлены на рисунке 1.

Общий порядок сегментации рынка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Общий порядок сегментации рынка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Представленная на рисунке 1 схема имеет общий характер и может быть использована в планировании различных направлений маркетинговой деятельности. Более того, она соответствует подходу, основанному на первичной макросегментации с целью выявления базового рынка и последующей микросегментации, позволяющей определить целевой сегмент фирмы.

Согласно другому, более современному подходу сегментирование рынка товаров и услуг следует осуществлять в три этапа:

  • непосредственно само сегментирование;
  • выбор целевых сегментов;
  • позиционирование.

Каждый из этапов имеет свои особенности. В основе сегментирования рынка, прежде всего, лежит необходимость выбора сегментационных критериев. На их основе рынок делится на сегменты и рыночные ниши, каждая из которых подвергается описанию. Далее на основе оценки размеров и потенциала каждого сегмента, а также выставлении целей по ним осуществляется выбор целевых рыночных сегментов. По отношению к выбранным в качестве целевых сегментам производится позиционирование, т.е. определяются ключевые потребности сегмента, формируется стратегия позиционирования и для каждого сегмента составляется свой план маркетинга.

Замечание 1

Так или иначе, процесс сегментирования рынка товаров и услуг начинается с выбора критериев и принципов сегментирования, а заканчивается утверждением позиционирования продукта и составлением плана маркетинга для каждого из целевых сегментов.

Базовые критерии сегментирования рынка товаров и услуг

Итак, центральную роль в сегментировании рынка товаров и услуг играет выбор сегментационных критериев. В общем смысле под ними понимаются способы оценки выбора того или иного рыночного сегмента.

Для сегментации рынка потребительских товаров и услуг чаще всего используются следующие группы критериев:

  • демографические;
  • географические;
  • психографические;
  • поведенческие.

Ключевыми демографическими показателями, позволяющими оценить (охарактеризовать) тот или иной сегмент рынка выступают пол, возраст, национальная принадлежность, образование, уровень дохода, размер семьи и прочие факторы.

В основе географических признаков сегментирования рынка лежат критерии региональной (территориальной) принадлежности потребителей, плотность населения и прочие факторы.

Психографические критерии сегментации рынка в основе своей опираются на мораль, образ жизни, тип личности и ее принадлежность к определенной социальной группе.

Поведенческие критерии предполагают использование таких показателей, как полезность и регулярность покупок, готовность к их совершению и пр.

В том случае, если речь идет о сегментировании рынка товаров и услуг производственного назначения, в основе сегментирования обычно закладываются демографические и географические, операционные, закупочные, ситуационные или покупательские критерии.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис