Сущность и особенности сегментирования рынка в сфере digital-маркетинга
Сегментирование рынка – это процесс по разделению (дифференциации) рынка на отдельные части (сегменты) в зависимости от множества различных факторов и критериев.
Под сегментом рынка в цифровом маркетинге следует понимать некую группу потребителей или компаний, обладающих схожими характеристиками по отношению к бренду или потребляемому продукту. Порядок сегментирования рынка всегда один – рынок изучается и анализируется, выбираются критерии и признаки сегментирования и на их основе происходит структуризация его участников. После этого выбираются целевые сегменты, и уже непосредственно в отношении них разрабатывается комплекс и стратегия цифрового маркетинга.
Основу сегментирования рынка в цифровом маркетинге составляет выбор признаков сегментации. В роли таких признаков могут выступать различные критерии, в том числе такие как:
- уровень доходов или прибыли;
- цена;
- география расположения потребителей товаров и услуг компании;
- поведенческие, демографические и иные факторы.
В идеале сегментом рынка будет выступать группа потребителей, имеющих схожие нужды и потребности и одинаково реагирующие на маркетинговое воздействие со стороны компании. Выделенные сегменты рынка и есть практический результат процесса сегментирования. Без него разработка стратегии цифрового маркетинга невозможна.
Нередко в сфере цифрового маркетинга используется такой термин как «стиль жизни». Он определяет собой условия жизни людей и то, каким образом они проводят свое время и тратят свои ресурсы (последнее особенно важно). Также под данным термином понимают совокупность ценностей и целей приобретения, размеров, направлений и способов использования ресурсов, доступных потребителю.
Еще одним понятием, довольно часто используемым в ходе сегментации рынка и целевой аудитории в рамках цифрового маркетинга, выступает «профиль клиента» или «портрет потребителя». В данном случае речь идет о вербальной характеристике образа типичного покупателя каждого из выделенных сегментов рынка. Подобного рода описание может состоять из трех основных уровней:
- общий уровень описания типичных потребителей, включающий в себя ключевые ценности, а также психологические и демографические характеристики;
- уровень товарной категории;
- отношение к бренду.
Каждый из уровней по-своему значим и ценен.
Модель VALS как основа сегментации рынка в цифровом маркетинге
Одним из наиболее распространенных методов классификации стилей жизни и выделения психографических групп в цифровом маркетинге выступает модель VALS, основу которой составляют 2 типа классификационных признаков – самоориентация и ресурсы. Основные психографические группы потребителей согласно данной модели в общем виде представлены на рисунке 1. Рассмотрим ее составляющие.
Рисунок 1. Общее представление модели сегментирования рынка VALS. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Самоориентация включает в себя способы приобретения товаров и услуг, а также опыт, используемый для того, чтобы придать своей индивидуальности «форму, содержание и характер». Ресурсы представляют собой целостный набор физических, психологических, материальных и иных видов активов, включая менталитет, здоровье, доход, образование, склонность к участие в шопинге и пр. По сути, все эти ресурсы определяют возможности совершения покупок и могут находиться в пределах от минимальных до избыточных.
Рассмотрим более подробно психографические группы потребителей.
Новаторы, как правило, обладают большими ресурсами. Это активные, успешные, изобретательные и ответственные люди, обладающие избыточными ресурсами и высоким самоуважением. Чаще всего они стремятся всячески выражать себя и горят желанием испытать новое.
Мыслители. Хорошо образованные, довольные жизнью, зрелые, мыслящие люди, которые ценят порядок, знания и ответственность. В принимаемых решениях они стараются опираться на строго соблюдаемые принципы. Часто выглядят уверенными в себе и спокойными. Привержены принципам.
Добивающиеся результата. К ним относят людей, контролирующих свою жизнь, ориентированных на работу и успешно продвигающихся по карьерной лестнице. Такие клиенты глубоко преданы работе и семье, они ценят стабильность, предсказуемость и регламент и ориентируются на статус.
Экспериментаторы. Это, как правило, молодые, нередко увлеченные, жизнерадостные и зачастую недисциплинированные люди, постоянно находящиеся в поиске новых источников разнообразия и возбуждения. Они быстро вдохновляются новыми возможностями, но и так же быстро к ним охладевают. Свою энергию они тратят на активный отдых, занятия спортом и общественную деятельность. Их ориентиром выступает действие.
Последователи. Придерживаются консервативных взглядов, в определённом смысле являются традиционалистами, имеющими четкие убеждения, основанные на традиционных принципах семьи, религии, общества и государства. Ориентируются на принципы.
Стремящиеся. Они ищут самоопределения, мотивации и одобрения со стороны окружающих. Такие люди крайне зависимы от мнения и одобрения других людей. Зачастую они не уверены в себе и не удовлетворены своими ресурсами (психологическими, социальными, экономическими). В своих покупках они ориентируются, прежде всего, на статус.
Создатели, творцы. К этой группе потребителей, как правило, относят практичных людей, ценящих свою самодостаточность и умеющих работать руками. Обычно они живут в традиционных условиях семейной жизни, физического отдыха и практической работы. Они практически не озабочены добычей материальных ценностей, если только это ценности не связаны с достижением их практических целей. Ориентиром для них выступает действие.
Наконец, выживающие. Эта группа потребителей имеет ограниченные эмоциональные, социальные и экономические ресурсы. Ее представители часто живут в трудных условиях и обращают внимание лишь на текущие потребности.