Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Поведенческие признаки сегментирования рынка

Сущность и особенности поведенческой сегментации рынка в маркетинге

Замечание 1

В общем смысле под поведенческим сегментированием рынка принято понимать процесс разделения всей массы потенциальных покупателей на группы, однородные по своим поведенческим принципам, проявляемым ими в момент выбора товара или услуги, их фактического приобретения и последующего использования. Иначе говоря, это дифференциация и группировка клиентов в зависимости от модели их потребительского поведения в момент приобретения и/или использования товаров (услуг).

Поведенческая сегментация рынка является лишь одним из способов его сегментирования, существуют и иные подходы к разделению рынка и его участников на однородные группы.

Согласно поведенческому принципу рыночного сегментирования вся масса покупателей делится на группы в зависимости от:

  • особенностей использования продукта;
  • отношения к торговой марке.

При этом группы покупателей могут выделяться в зависимости от их знаний, отношений, реакции на товар и характера его использования. Так или иначе, в основе поведенческой сегментации рынка могут лежать различные поведенческие признаки и критерии. Среди экспертов считается, что именно они составляют наиболее логическую основу для рыночного сегментирования. Рассмотрим их более подробно.

Признаки поведенческой сегментации рынка в маркетинге

В настоящее время существует достаточно много различных поведенческих признаков, которые могут быть положены в основу поведенческого сегментирования рынка. Основные из них в общем виде представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.

Базовые критерии поведенческой сегментации рынка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Базовые критерии поведенческой сегментации рынка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Поведенческие признаки сегментирования рынка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В зависимости от места приобретения продукта потребители могут предпочитать совершать покупки в крупных гипермаркетах, небольших магазинчиках у дома, дискаунтерах, аптеках, интернет-магазинах и пр.

В зависимости от частоты совершения покупок и потребления продуктов вся масса потребителей может быть разделена на тех, кто приобретает продукцию еженедельно, пару раз в месяц, раз в квартал и т.д.

В качестве искомых потребительских выгод, принимаемых за основу поведенческого сегментирования рынка, принято понимать то, что является движущей силой покупок, будь то скорость, сервис, качество или экономия.

В зависимости от отношения потребителей к продукту, вся масса потенциальных покупателей может быть подразделена на лояльных и нелояльных, благожелательных, восторженных или отказавшихся, безразличных или враждебных и пр.

В роли ключевых драйверов покупки могут выступать уровень сервиса, качество товара, его цена или подтверждение статуса.

По критерию повода, послужившего основой для совершения покупки, мотивы совершения покупки делятся на обыденные и особые поводы.

По ожидаемому от совершения покупки и потребления продукта результату потребители делятся не предъявляющих высокие либо нейтральные ожидания к продукту.

В зависимости от статуса покупатели делятся на потенциальных, новых и постоянных, бывших и уже не пользующихся продукцией.

По степени готовности к совершению покупки покупатели могут быть осведомленными, неосведомленными, интересующимися, знающими и желающими совершить покупку.

По степени вовлеченности в покупку выделяют тех, кому требуется и/или не требуется срочное решение проблемы.

Особая роль в процессе рыночного сегментирования по поведенческим признакам отводится критерию регулярности покупок, так как именно она определяется поводом для их совершения и зависит от повода совершения покупки. К числу прочих поведенческих признаков рыночной сегментации можно относить: чувствительность к цене, обслуживанию и рекламе, а также приверженность к торговой марке. В последнем случае потребители делятся на четыре основных группы:

  • безоговорочные приверженцы;
  • непостоянные приверженцы;
  • терпимые приверженцы;
  • не приверженцы (странники).
Замечание 2

Любой рынок вне зависимости от его размеров, форм и отраслевой структуры, так или иначе, состоит из различных сочетаний потребителей именно этих четырех видов.

Практика использования поведенческих признаков для сегментации рынка

Как показывает практика, конкретный перечень поведенческих признаков, используемых в процессе рыночной сегментации, варьируется в зависимости от целей проводимого деления потребителей, характера реализуемого продукта и будущих планов фирмы. Так, например, весьма часто для сегментации рынка используется такой поведенческий критерий, как интенсивность потребления. Считается, что она может принимать три формы – быть большой, средней или низкой. В большинстве случаев компании будет выгоднее заполучить одного клиента с высокой степенью интенсивности потребления, нежели нескольких клиентов с низким уровнем потребления.

Все рыночные потребители, так или иначе, различаются по готовности к совершению покупки. Согласно данному признаку, вся их масса условно может быть разделена на три группы:

  • знающие о предложении продукта;
  • поверхностно знающие продукт;
  • хорошо разбирающиеся в продукте и знающие все его характеристики.

Самой последней стадией такой осведомленности считается готовность к совершению покупки, соответственно, именно на таких потенциальных потребителей и должна в своей деятельности ориентироваться компания.

На практике одинаковых подходов к рыночному сегментированию с использованием поведенческих признаков не существует. Каждая фирма, отталкиваясь от особенностей своей продукции, целей и направлений своей деятельности, разрабатывает собственные принципы сегментирования. Швейные фабрики, например, для сегментирования рынка чаще всего используют в качестве поведенческого критерия уровень доходности потенциальных потребителей, всю их массу разделяя на покупателей эконом-класса, среднего класса и т.д.

В конечном счете, благодаря сегментации рынка на основе поведенческих признаков, компании определяют целевую группу потребителей, которым в наилучшей степени подходит реализуемая фирмой продукция и наоборот, совершенствуют продукцию под нужды целевой группы потребителей, отличающихся особой поведенческой моделью.

Дата написания статьи: 10.04.2019
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot