Понятие и сущность интернет-маркетинга
Интернет-маркетинг – это одно из современных направлений маркетинга, основанное на представлении и продвижении бизнеса в интернет-среде.
По своей специфике интернет-маркетинг концентрируется преимущественно на создании присутствия рекламы продукта в сети Интернет и на формировании бренда или трафика на сайт компании. Он существует исключительно в онлайн-среде и без Интернет он не возможен. Его основной целью считается превращение посетителей интернет-пространства в покупателей и, как следствие, увеличение прибыли. Для достижения поставленной цели интернет-маркетинг может решать множество задач. Основными его этапами традиционно считаются исследования, составление и разработка стратегии, ее реализация, а также оценка эффективности и контроль.
В отличие от традиционного (классического) маркетинга интернет-маркетинг обеспечивает бизнесу множество преимуществ, включая возможность оперативного получения обратной связи и откликов от потенциальных клиентов и реальных потребителей, быстрой адаптации к стремительно меняющимся условиям внешней среды и способность конкурировать на рынке. К числу прочих важных преимуществ интернет-маркетинга относя его интерактивность, возможность использования веб-аналитики и таргетирование.
Основными инструментами реализации интернет-маркетинга выступают seo-продвижение и таргет, баннерная, контекстная и медийная реклама, привлечение инфлюенсоров и блогеров, emai-маркетинг, PR и конечно же SMM и лендинг. Все это – часть digital-маркетинга.
Итак, опираясь на выше сказанное, можно говорить о том, что интернет-маркетинг служит основой развития digital-маркетинга. Digital-маркетинг – понятие более широкое и емкое, нежели интернет-маркетинг. Рассмотрим его концепцию более подробно.
Концепция цифрового маркетинга и его специфика
В переводе с английского «digital-маркетинг» означает цифровой или интерактивный маркетинг, который следует понимать как нечто более широкое и большее, чем интернет-маркетинг, основанный на использовании различных интернет-каналов продвижения.
Отталкиваясь от классического понимания цифрового маркетинга, рассматривать его сущность следует сквозь призму так называемой 6D-концепции (рисунок 1). Рассмотри ее составляющие более подробно.
Рисунок 1. 6D-концепция цифрового маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Прежде всего, с опорой на изучение покупательского поведения и «цифрового следа» определяется «цифровой портрет» потребителя. Далее анализируются конкуренты. При этом их анализ заметно упрощается благодаря использованию инструментов цифрового маркетинга (изучение и анализ сайтов, интернет-активностей, страниц и публикаций в социальных сетях).
Не менее важную роль в цифровом маркетинге играет продвижение товаров и услуг через интернет, социальные сети, мессенджеры, SMS и мобильные приложения.
Особую роль играет кастомизированный цифровой продукт, в основу разработки которого закладываются цифровые технологии. Цена на такой продукт устанавливается с учетом большого количества предложений товаров и услуг в Интернете и предполагает возможность использования технологий оплаты через интернет-сервисы.
Наконец, следует затронуть электронную коммерцию – заказ и доставка товаров через интернет сопряжена с использованием систем отслеживания логистических операций.
Основными каналами продвижения и инструментами цифрового маркетинга традиционно считаются локальные и социальные сети, веб-сайты, цифровое ТВ, мобильные приложения и пр.
Ключевые отличия digital-маркетинга от интернет-маркетинга
Итак, интернет-маркетинг и digital-маркетинг – не одно и то же. Эти понятия не следует путать, их нужно четко разотождествлять.
Цифровой маркетинг в основе своей опирается на формирование цифровой коммуникации, которая в отличие от интернет-маркетинга может происходить как онлайн, так и офлайн, исключая традиционные каналы. Речь идет и об использовании информационно-коммуникационных технологий для созданий коммуникации, а также доставки и обмена предложениями, ценными и важными для покупателей, пользователей, партнеров и общества в целом.
Говоря о различиях интернет-маркетинга и digital-маркетинга, можно выделить следующие основополагающие критерии:
- сфера воздействия на целевую аудиторию;
- непосредственно сама целевая аудитория;
- каналы распространения;
- способы взаимодействия (коммуникации) с аудиторией.
Рассмотрим эти критерии более подробно.
Во-первых, ключевой и единственной сферой воздействия на целевую аудиторию интернет-маркетинга выступает онлайн-сфера. В digital-маркетинге может быть задействована как онлайн сфера, так и офлайн среда. Это важно. Отсюда вытекает и второе различие – целевой аудиторией интернет-маркетинга являются все, кто имеет доступ к сети Интернет, в случае digital-маркетинга к ним добавляется привлечение офлайн аудитории на онлайн рынок.
Существенные различия между интернет и digital-маркетингом имеются в части каналов распространения. Digital-маркетинг в отличие от интернет-маркетинга, использующего исключительно интернет-каналы, вбирает в себя все виды цифровых каналов, такие как:
- Интернет;
- цифровая реклама;
- цифровое ТВ;
- мобильные приложения;
- игровые консоли.
Наконец, digital-маркетинг использует более широкий арсенал способов коммуникации. К традиционным для интернет-маркетинга сайта, лендингу, e-mail, интернет-рекламе добавляются реклама в приложениях, мессенджерах и онлайн-играх, интерактивные экраны, цифровое телевидение и POS-терминалы.
В настоящее время digital-маркетинг находится на стадии своего развития и потенциал его не исчерпан. Он становится все более комплексным и учитывает основные технеции развития рынка и маркетинга в целом, в том числе такие как цифровизация, омниканальность, развитие платформ и социальных сетей, а также lifestyle-конкуренцию.