Понятие и сущность запасов в логистике
Под запасами в общем смысле принято понимать резервы материальных ценностей, находящихся в распоряжении компании. Также к ним относят обязательные элементы какой-либо экономической системы, которые сглаживают неравномерность производственных, обменных, распределительных процессов, а также потребления материальных благ. Непосредственно материальные запасы представляют собой материальную продукцию, ожидающую вступления в процессы продажи, производственного или личного потребления.
Запасы в логистике могут принимать различные виды и формы. К числу материальных запасов относятся те запасы, что находятся на различных стадиях изготовления и продвижения продукции.
В логистике запасы могут быть классифицированы по различным основаниям, основные из них представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Основные признаки классификации запасов в логистике. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В зависимости от места, занимаемого запасами в логистическом канале, запасы делятся на материальные ресурсы, тару, готовую продукцию, незавершенное производство и возвращаемые отходы.
В зависимости от отношения к логистическим операциям материальные ресурсы делятся на те, что находятся в логистических каналах, на запасы материалов, сырья, комплектующих, производственные запасы и запасы готовой продукции. Также выделяют сбытовые товарные запасы, запасы материальных ресурсов и специфические складские запасы.
В зависимости от функционального назначения запасы делятся на текущие, страховые, спекулятивные, подготовительные, сезонные, неликвидные, запасы продвижения готовой продукции, запасы сырья.
В логистике все запасы принято делить на четыре типа:
- буферные;
- запасы готовой продукции;
- запасы обеспечения ожидаемого спроса;
- гарантийные запасы.
К категории буферных запасов относится та их часть, что подлежит формированию между потребителем и поставщиков. Чаще всего запасы данного типа используются в целях балансировки издержек, опосредованных движением материалов.
К категории запасов готовой продукции относится та их часть, которая обеспечивает процесс производства, удовлетворяет спрос и способствует компенсации отклонение его фактической величины от прогнозной.
Оптимизация, регулирование и прогнозирование запасов в логистике
Логистические запасы формируются за счет товаров, то есть продуктов конкретного вида. Группируясь между собой товары, связанные друг с другом хотя бы одним признаком, будь то сходный диапазон цен, общий распределительный канал и пр., представляют собой товарный ассортимент. Все множество ассортиментных товарных групп и единиц, направляемых на реализацию, представляет собой товарную номенклатуру.
В основе решений, принимаемых в товарной политике, лежит номенклатура, ширина и глубина ассортиментных групп, качество товара, его размеры и стандартизация.
Товарные запасы формируются в рамках товарной политики, а логистика рассматривает политику в сфере управления запасами. Основным методом логистики выступает принцип «точно в срок». Его смысл заключается в том, чтобы все множество нежелательных запасов должно быть минимизировано. Еще одним методом логистики выступает принцип «на всякий случай», предполагающий необходимость удовлетворения непредвиденного спроса.
Как показывает практика, чаще всего компании в сфере логистики используют принцип «точно в срок». Его основной целью выступает производство и отгрузка продукции в определенный срок с целью ее дальнейшего использования.
Одним из методов оптимизации запасов выступает метод быстрого реагирования. Он предполагает необходимость обеспечения тесного взаимодействия торговых предприятий и поставщиков в целях улучшения товародвижения по распределительным сетям. Сущность его сводится к планированию и регулированию поставок в предприятия оптово-розничной торговли и в распределительные центры.
Важную роль в управлении логистическими запасами играет прогнозирование. В его основе лежат качественные и причинно-следственные методы, а также методы динамических рядов.
Системы управления запасами в логистике
В маркетинговой логистике существует множество различных методов и систем управления запасами. Каждый из них имеет свою специфику и особенности.
В общем смысле под системой управления запасами в логистике принято понимать целостное множество показателей и правил, определяющих момент времени и объем закупок продукции в целях пополнения запасов.
Основными системами управления запасами в логистике считаются: система контроля над состоянием запасов с фиксированной периодичностью заказа, с фиксированным размером заказа, система материальных ресурсов с предельным уровнем запаса и случайным спросом, система «минимум-максимум» и пр.
Главными оптимизационными критериями считаются:
- минимизация логистических издержек, которые непосредственно связаны с управлением запасами;
- минимизация времени выполнения заказа;
- максимизация надежности поставки.
Основным из них считается минимальная величина совокупных затрат, необходимых для хранения запасов и повторения заказа. В соответствии с этим критерием к учету принимаются следующие факторы: стоимость оформления заказа, издержки их хранения, а также используемая площадь складских помещений. Все эти факторы тесно взаимосвязаны между собой.
Процесс управления запасами сопряжен с рядом проблем:
- Во-первых, речь идет о большом количестве факторов, оказывающих влияние на размер заказа.
- Во-вторых, предполагается многообразие видов запасов.
- В-третьих, имеется в виду большое количество параметров, на основании которых принимаются решения.
- В-четвертых, системы контроля запасов отличаются большим разнообразием.
- В-пятых, имеют место быть ошибки в прогнозах, а само время выполнения заказа может быть увеличено.
Основными показателями управления запасами, характеризующими его эффективность, считаются: оборачиваемость запасов, обеспеченность запасами, их доля в оборотных активах, доля неликвидов в запасах.