Понятие и цели системы внутреннего маркетинга в образовательной организации
В современных условиях повышение конкурентоспособности образовательных учреждений – это приоритетная задача их развития. Для эффективного решения необходимо не только изучать особенности внешней среды, влияющей на функционирование организации, но и уделять внимание формированию системы внутреннего маркетинга.
Для образовательных организаций внешним потребителем являются обучающиеся ученики, студенты, их родители и государство как заказчик образовательных услуг. Внутренний потребитель – это сотрудники, в состав которых входят не только педагоги, но и все остальные работники учреждения. Поэтому для эффективной работы образовательной организации необходимо наладить взаимодействие всех субъектов.
Внутренний маркетинг – это деятельность по продвижению маркетинга внутри компании.
Объектом внутреннего маркетинга является весь персонал образовательного учреждения и его внутренняя среда. Сфера образования уникальна тем, что сотрудники - это часть производимой и оказываемой образовательной услуги (продукта). Соответственно маркетинговые усилия должны направляться на не только на рынок потенциальных потребителей, но на собственный персонал.
Внутренний маркетинг основан на идее, что отношение обучающих к учебному заведению основано не только на продукте (образовательная услуга), но и на общем опыте работы с ней. Это взаимодействие потребителей услуг с различными сотрудниками (преподавателями).
Основные цели внутреннего маркетинга:
- привлечение;
- удержание;
- обучение;
- мотивация.
Эти действия направлены на высокопрофессиональных специалистов, которые умеют и желают оказывать качественные образовательные услуги потребителям. Каждый работник образовательного учреждения включается в маркетинговую деятельность. Для этого создаются определенные условия, как рабочее место, окружение, услуги, которые бы удовлетворяли бы персонал во время их деятельности.
Задачей внутреннего маркетинга является обеспечение понимания персоналом образовательной организации смысла деятельности каждого сотрудника и их интерес к смыслу образовательной деятельности.
Система внутреннего маркетинга в образовательной организации
Система внутреннего маркетинга образовательного учреждения включает следующие элементы:
- постоянная поддержка со стороны руководства и коллег;
- организационная культура;
- коммуникации;
- обучение;
- управление персоналом;
- клиенториентированность.
Первый элемент является одним из важных, так как благоприятная атмосфера в коллективе и отношение руководство влияет непосредственно на рабочий процесс персонала. Все изменения должны исходить не только сверху, но и снизу. Эффективность работы зависит от построения взаимовыгодных и положительных взаимоотношений всех сотрудников образовательного учреждения.
Организационная культура тоже играет не последнюю роль в проектировании эффективной системы внутреннего маркетинга. Это совокупность формальных и неформальных отношений в коллективе, система видений и убеждений сотрудников, уникальных ценностей для образовательной организации, что связывает учреждение в единое целое и разделяется работниками.
Внутренние коммуникации – это обмен информацией среди персонала организации во время обучения и каждодневной работы.
Эти первые три элемента составляют подсистему организации внутреннего маркетинга, которая представляет собой процесс по созданию в сознании персонала четкого образа образовательного учреждения и формирование доверительных отношений с руководством и коллегами.
Под обучением понимается не только периодическое повышение квалификации персонала, но и вовлечение его в процесс организационного планирования. Это позволит выявить проблемы и пути решения их совместными усилиями, согласовать все действия сотрудников, а также приведет к пониманию необходимости работать для лучшего удовлетворения потребителей в конкурентной среде.
Управление персоналом включает подбор подходящих сотрудников (учителей, преподавателей и обслуживающего персонала), их обучение и развитие, оценка и оплата труда (заработная плата, премии, бонусы, вознаграждения).
Это элемент можно отнести не только к внешнему маркетингу, но и внутреннему. Он направлен на информирование персонала об оказываемых услугах. Для этого организуются конференции, семинары, встречи и другие PR-мероприятия. Сотрудники могут высказать свое мнение, предложить новые идеи и т.д.
Последние три элемента составляют подсистему реализации внутреннего маркетинга. Ее работа направлена на управление степенью удовлетворенности сотрудников, повышения их компетенций, умений и навыков.
Формы и методы системы внутреннего маркетинга в образовательном учреждении
Основными формами или направлениями внутреннего маркетинга являются:
сбор и анализ информации о рынке (спрос, предложение, потребители, конкуренты); прогноз и оценка решений; ситуационное управление.
Общенаучные методы системы внутреннего маркетинга:
- анализ рынка и систематизация полученной информации;
- моделирование ситуаций;
- прогнозирование;
- статистические методы оценки емкости образовательного рынка;
- социологические исследования и др.
Для оценки и прогнозирования работы системы внутреннего маркетинга применяются следующие методы:
- SWOT-анализ;
- STEP-анализ;
- SPACE-анализ.
Первый метод позволяет выявить внутренние источники эффективности работы образовательной организации посредством исследования сильны и слабых сторон, возможностей и угроз. При проведении данного анализа необходимо учитывать максимальное количество факторов, которые могут оказать влияние на деятельность образовательного учреждения.
Второй метод – это комплексный анализ социальных, экономических и политических факторов. С помощью STEP-анализа образовательное учреждение осуществляет оценку состояния и прогнозирование развитие факторов внешней среды для определения угроз и новых возможностей.
Третий метод - оценка стратегического положения и действий образовательного учреждения. Он позволяет установить положение организации на основе двух факторов: внутреннем и внешнем. Данный анализ предполагает выбор статистически достоверного подмножества характеристик, объединение их в группы и присвоение им весовых коэффициентов в рамках условно принятой оценочной шкалы.