Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проектирование системы внутреннего маркетинга в образовательной организации

Понятие и цели системы внутреннего маркетинга в образовательной организации

В современных условиях повышение конкурентоспособности образовательных учреждений – это приоритетная задача их развития. Для эффективного решения необходимо не только изучать особенности внешней среды, влияющей на функционирование организации, но и уделять внимание формированию системы внутреннего маркетинга.

Для образовательных организаций внешним потребителем являются обучающиеся ученики, студенты, их родители и государство как заказчик образовательных услуг. Внутренний потребитель – это сотрудники, в состав которых входят не только педагоги, но и все остальные работники учреждения. Поэтому для эффективной работы образовательной организации необходимо наладить взаимодействие всех субъектов.

Определение 1

Внутренний маркетинг – это деятельность по продвижению маркетинга внутри компании.

Объектом внутреннего маркетинга является весь персонал образовательного учреждения и его внутренняя среда. Сфера образования уникальна тем, что сотрудники - это часть производимой и оказываемой образовательной услуги (продукта). Соответственно маркетинговые усилия должны направляться на не только на рынок потенциальных потребителей, но на собственный персонал.

Замечание 1

Внутренний маркетинг основан на идее, что отношение обучающих к учебному заведению основано не только на продукте (образовательная услуга), но и на общем опыте работы с ней. Это взаимодействие потребителей услуг с различными сотрудниками (преподавателями).

Основные цели внутреннего маркетинга:

  • привлечение;
  • удержание;
  • обучение;
  • мотивация.

Эти действия направлены на высокопрофессиональных специалистов, которые умеют и желают оказывать качественные образовательные услуги потребителям. Каждый работник образовательного учреждения включается в маркетинговую деятельность. Для этого создаются определенные условия, как рабочее место, окружение, услуги, которые бы удовлетворяли бы персонал во время их деятельности.

«Проектирование системы внутреннего маркетинга в образовательной организации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Задачей внутреннего маркетинга является обеспечение понимания персоналом образовательной организации смысла деятельности каждого сотрудника и их интерес к смыслу образовательной деятельности.

Система внутреннего маркетинга в образовательной организации

Система внутреннего маркетинга образовательного учреждения включает следующие элементы:

  1. постоянная поддержка со стороны руководства и коллег;
  2. организационная культура;
  3. коммуникации;
  4. обучение;
  5. управление персоналом;
  6. клиенториентированность.

Первый элемент является одним из важных, так как благоприятная атмосфера в коллективе и отношение руководство влияет непосредственно на рабочий процесс персонала. Все изменения должны исходить не только сверху, но и снизу. Эффективность работы зависит от построения взаимовыгодных и положительных взаимоотношений всех сотрудников образовательного учреждения.

Организационная культура тоже играет не последнюю роль в проектировании эффективной системы внутреннего маркетинга. Это совокупность формальных и неформальных отношений в коллективе, система видений и убеждений сотрудников, уникальных ценностей для образовательной организации, что связывает учреждение в единое целое и разделяется работниками.

Внутренние коммуникации – это обмен информацией среди персонала организации во время обучения и каждодневной работы.

Замечание 2

Эти первые три элемента составляют подсистему организации внутреннего маркетинга, которая представляет собой процесс по созданию в сознании персонала четкого образа образовательного учреждения и формирование доверительных отношений с руководством и коллегами.

Под обучением понимается не только периодическое повышение квалификации персонала, но и вовлечение его в процесс организационного планирования. Это позволит выявить проблемы и пути решения их совместными усилиями, согласовать все действия сотрудников, а также приведет к пониманию необходимости работать для лучшего удовлетворения потребителей в конкурентной среде.

Управление персоналом включает подбор подходящих сотрудников (учителей, преподавателей и обслуживающего персонала), их обучение и развитие, оценка и оплата труда (заработная плата, премии, бонусы, вознаграждения).

Это элемент можно отнести не только к внешнему маркетингу, но и внутреннему. Он направлен на информирование персонала об оказываемых услугах. Для этого организуются конференции, семинары, встречи и другие PR-мероприятия. Сотрудники могут высказать свое мнение, предложить новые идеи и т.д.

Замечание 3

Последние три элемента составляют подсистему реализации внутреннего маркетинга. Ее работа направлена на управление степенью удовлетворенности сотрудников, повышения их компетенций, умений и навыков.

Формы и методы системы внутреннего маркетинга в образовательном учреждении

Основными формами или направлениями внутреннего маркетинга являются:

сбор и анализ информации о рынке (спрос, предложение, потребители, конкуренты); прогноз и оценка решений; ситуационное управление.

Общенаучные методы системы внутреннего маркетинга:

  1. анализ рынка и систематизация полученной информации;
  2. моделирование ситуаций;
  3. прогнозирование;
  4. статистические методы оценки емкости образовательного рынка;
  5. социологические исследования и др.

Для оценки и прогнозирования работы системы внутреннего маркетинга применяются следующие методы:

  • SWOT-анализ;
  • STEP-анализ;
  • SPACE-анализ.

Первый метод позволяет выявить внутренние источники эффективности работы образовательной организации посредством исследования сильны и слабых сторон, возможностей и угроз. При проведении данного анализа необходимо учитывать максимальное количество факторов, которые могут оказать влияние на деятельность образовательного учреждения.

Второй метод – это комплексный анализ социальных, экономических и политических факторов. С помощью STEP-анализа образовательное учреждение осуществляет оценку состояния и прогнозирование развитие факторов внешней среды для определения угроз и новых возможностей.

Третий метод - оценка стратегического положения и действий образовательного учреждения. Он позволяет установить положение организации на основе двух факторов: внутреннем и внешнем. Данный анализ предполагает выбор статистически достоверного подмножества характеристик, объединение их в группы и присвоение им весовых коэффициентов в рамках условно принятой оценочной шкалы.

Дата написания статьи: 13.12.2018
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot