Понятие, сущность и условия правовой защиты товарного знака
На законодательном уровне товарный знак определён в качестве обозначения, способного отличать товары одних физических или юридических лиц от однородных товаров других физических или юридических лиц.
Понятие товарного знака, используемого в законодательстве, имеет две разновидности:
- непосредственно товарные знаки;
- знаки обслуживания.
Первый термин используется применительно к товарам, а второй – к сфере услуг.
Базовая (основная) функция товарного знака заключается в его способности различать и индивидуализировать товар определённого изготовителя (товаропроизводителя), поставщика или торгового представителя. Ценность товарных знаков заключается именно в том, что они позволяют отличать товары разных производителей.
Для потребителей товарные знаки служат своеобразными визитными карточками, символами товаропроизводителей. Известные товарные знаки при прочих равных условиях вызывают у потребителей гораздо более высокую степень доверия.
Для того, чтобы обозначение было признано в качестве товарного знака, оно должно отвечать ряду принципов и условий. Только в этом случае оно может стать объектом правовой защиты.
В качестве необходимого условия правовой охраны товарного знака является его новизна. Это означает, что с позиции законодательства новым будет считаться лишь то условное обозначение товара, которое не является по своему содержанию сходным или тождественным по отношению к какому-либо однородному товару, а именно ранее зарегистрированным товарным знакам.
Новизну товарного знака принято определять на дату приоритета, устанавливаемую согласно общему правилу на день поступления корректно оформленной заявки на регистрацию. Все заявки на регистрацию товарного знака подаются в соответствующую регистрирующую организацию, а именно – в Патентное ведомство Российской Федерации.
Прочие требования, предъявляемые к товарным знакам, в общем виде представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Требования к товарным знакам. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Соблюдение данных требования является необходимым условием для регистрации товарного знака.
Нормативно-правовая база защиты товарного знака
Впервые начало охране товарных знаков в России было положено в 1830 году одновременно с принятием закона, регламентировавшего технологию и порядок накладки клейм на товары, а также устанавливавшего уголовную ответственность за подделку клейма, продукции и иных видов нарушения прав на товарный знак.
Со временем вопросы охраны товарных знаков вышли на международный уровень. Так, на Парижской конференции 1883 года и в Мадридском соглашении о международной регистрации товарных знаков 1891 года были затронуты вопросы, касающиеся охраны и прав на объекты интеллектуальной собственности в сфере промышленности.
В настоящее время на законодательном уровне вопросы охраны и использования товарных знаков в Российской Федерации регламентируются рядом соответствующих нормативно правовых актов, конвенций и положений. Основные и них представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Нормативно-правовая база регулирования сферы использования и защиты товарных знаков. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Действующая практика позволяет оценивать практику охраны товарного знака на достаточно высоком уровне. Тем не менее, и здесь имеются свои проблемы, особенно при выходе на внешние рынки сбыта.
Теоретические основы правовой охраны товарных знаков
Использование товарных знаков регулируется нормами гражданского законодательства, согласно которому в качестве товарного знака может быть использовано зарегистрированное словесное, изобразительное, объемное и другое обозначение либо их комбинация.
В качестве изобразительных обозначений могут быть использованы изображения предметов, живых существ, природных и иных объектов, фигур на плоскости, пятен или комбинаций линий. Комбинированные обозначения представлены комбинациями различного рода элементов: объемных, словесных, изобразительных и пр.
Описания содержат в себе характеристику заявляемого обозначения: его вид, смысловое значение обозначения, указание на составляющие его элементы и т.д. В том случае, когда обозначение либо его часть являются изобразительными, необходимо проводить описания элементов, в него входящих, а также указывать его смысловое значение, если оно есть. Если изображение является абстрактным, следует указание на то, о чем оно символизирует.
К числу прочих обозначений относятся световые, звуковые, обонятельные, голографические и иные обозначения.
Законодательство определяет ряд обозначений, которые не подлежат регистрации в качестве товарного знака. К ним относятся:
- обозначения, не имеющие различительной способности;
- обозначения, являющиеся общепринятыми терминами и символами;
- обозначение, которые вошли во всеобщее употребление в качестве названия товаров определенного вида;
- обозначения, которые представляют собой государственные эмблемы, флаги, гербы, названия государств, наименования межправительственных организаций и т.п.;
- обозначения, которые указывают на ценность, свойства, назначение, качество, вид, место и время производства и/или сбыта товаров.
Ряд обозначений не подлежит регистрации в качестве товарного знака по соображениям необходимости охраны общественных интересов и публичного порядка или же потому, что это может нарушить права и законные интересы третьих лиц.
Регистрация товарного знака обеспечивает его правовую охрану. Его действия имеет ограниченное распространение, а именно на территории той страны, в которой товарный знак зарегистрирован и на тот срок, который указан в свидетельстве о регистрации.
Согласно нормам действующего законодательства право на товарный знак может принадлежать любому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельности – физическому или юридическому. Основное правило при использовании товарного знака заключается в том, что он может использоваться исключительно в том виде, в котором он официально зарегистрирован и никак иначе.