Понятие и сущность маркетинговых коммуникаций в социальных сетях
Маркетинговые коммуникации в социальных сетях – это связи, образуемые компанией с контактными аудиториями посредством различных средств воздействия в рамках социальных медиа, а именно – социальных сетей.
К числу основных компонентов маркетинговых коммуникаций в социальных сетях относятся:
- стратегия;
- бренд-платформа;
- контент.
Стратегия служит основой для установления целей, планирования сроков, определения бюджета и состава работ. Обычно она включает в себя такие компоненты, как стратегическая концепция, правила по привлечению аудитории и взаимодействию в социальных сетях.
Бренд-платформа представляет собой совокупность всех сообществ в социальных сетях, на которых бренд функционирует и взаимодействует с целевой аудиторией. Под каждую из целевых аудиторий создается своя площадка для коммуникаций.
Определяющую роль в маркетинговых коммуникациях в социальных сетях играет контент, актуальный и инициирующий общение пользователей.
Маркетинговые коммуникации в социальных сетях имеют определённую функциональную нагрузку, которая, в конечном счете, сводится к двум задачам – стимулированию сбыта и созданию спроса на продукцию фирмы. Основными функциями маркетинговых коммуникаций в социальных сетях считаются функция информационного, экспрессивного и прагматического характера. В первом случае речь идет о передаче данных и сообщений компании целевой аудитории, во втором – о выражении оценочной и смысловой информации, в третьем – о воздействии на потребителей в целях влияния на их мнения и предпочтения.
Потенциал использования маркетинговых коммуникаций в социальных сетях
Сегодня интернет все глубже проникает в нашу жизнь, а социальные сети охватывают все большее число интернет-пользователей, а потому становятся мощным инструментом влияния. В таких условиях использование маркетинговых коммуникаций в целях привлечения потребительского внимания и их стимулирования к определенному поведению, равно как и в целях установления взаимоотношений с другими категориями участников рынка играет все большую роль.
В настоящее время основными направлениями развития маркетинговых коммуникаций в социальных сетях считаются:
- мониторинг;
- управление репутацией компании;
- продвижение в социальных сетях;
- обратная связь с клиентами.
Реализация мониторинга позволяет оперативно реагировать на потребности аудитории и служит основой получения информации, которая необходима для обоснованного принятия решений. В основе управления репутацией лежит анализ и сбор обратной связи от аудитории, а также реагирование на комментарии и ненавязчивое воздействие на мнения клиентов посредством размещения в социальных сетях соответствующего контента. Продвижение опирается на обширный комплекс действий, направленный на получение целевой аудитории. Обратная связь служит основой взаимодействия с клиентами.
Маркетинговые коммуникации, реализуемые посредством социальных сетей, имеют ряд неоспоримых перспектив развития. Прежде всего, следует понимать, что социальные сети становятся все более популярными, причем среди всех возрастных категорий. Наибольший охват наблюдается в отношении молодежной аудитории. Использование социальных сетей в качестве канала коммуникации позволяет провести детальную сегментацию целевой аудитории и настроить под нее комплекс коммуникаций.
Примечательно, что реализация маркетинговых коммуникаций посредством использования социальных сетей позволяет достигать различные цели, начиная от брендинга и заканчивая продажами при помощи интерактивности и «сарафанного маркетинга».
Наконец, аудитория социальных сетей склонна благоприятно относиться к сообщениям компаний за счет отсутствия прямого рекламного эффекта. Это позволяет бизнесу налаживать «дружественные» отношения с потребителями и иными группами заинтересованных сторон.
Наиболее перспективные составляющие маркетинговых коммуникаций в социальных сетях
Специфика маркетинговых коммуникаций в социальных сетях, равно как и перспективы их развития, в значительной степени обусловлены совокупностью и характеристиками элементов, в них входящих. По своему содержанию маркетинговые коммуникации в социальных сетях состоят из следующих компонент (рисунок 1). Именно их использование в системе маркетинга в условиях современного рынка обладает наибольшим потенциалом развития.
Рисунок 1. Основные составляющие маркетинговых коммуникаций в социальных сетях. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Бренд-платформа служит основой формирования и развития бренда организации. Контент представляет собой информацию, которая может носить развлекательный или полезный характер, а также информировать о бренде. Привлечение аудитории опосредовано использованием таких инструментов маркетинга, как медийная и таргетированная реклама, распространение контента, PR и агенты влияния. Управление коммуникациями может носить стратегический и тактический характер. В первом случае речь идет о мониторинге социальных сетей и продвижении компании в них, а также о поддержке клиентов и управлении репутацией. Во втором случае имеется в виду формирование группы адвокатов бренда, организация дискуссий и комментирование постов.
При работе с маркетинговыми коммуникациями в социальных сетях возникает определённая проблематика, опосредованная некорректным выбором целевой аудитории и площадок социальных сетей, а также нехваткой квалифицированных кадров, способных управлять процессом маркетинговых коммуникаций. Определенные сложности также вызывает подготовка сбалансированного контента, который мог бы заинтересовать целевую аудиторию и превратить ее членов в последователей бренда, а затем и в покупателей. Кроме того, работа в социальных сетях требует регулярности и последовательности.
Так или иначе, в социальных сетях маркетинговые коммуникации хорошо работают лишь в комплексе с другими инструментами маркетингового комплекса. Также следует помнить, что они могут подходить не для всех рынков и потребителей.