Понятие и сущность конкуренции в условиях рынка
Конкуренция – это экономическое соперничество предпринимательских структур за лучшие условия производства, купли и продажи товаров и услуг.
Сущность конкуренции сводится к свободе выбора экономических решений, которая предоставлена участникам рыночных отношений в условиях соперничества. Основной целью участия фирм в конкурентной борьбе выступает привлечение и удержание клиентов ради получения прибыли и максимизации ее величины.
В условиях рынка конкуренция выполняет определенные функции – регулирующую, аллокационную, инновационную и распределяющую. В общем виде они представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Функции рыночной конкуренции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В условиях рынка в процессе конкурентной борьбы решаются важнейшие с точки зрения экономики вопросы о том, что, как и для кого производить. Именно конкуренция устанавливает определенный рыночный порядок (рыночное равновесие).
Сама по себе конкуренция делится не несколько видов. В зависимости от структуры рынка и степени свободы выделяют четыре типа рыночной конкуренции:
- чистую (совершенную);
- монополистическую;
- олигополистическую;
- монополистическую.
Последние три типа относятся к категории несовершенной конкуренции.
В зависимости от методов конкурентной борьбы конкуренция может быть ценовой и неценовой. По отраслевой принадлежности различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.
Так или иначе, конкуренция является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. Она обеспечивает состязательность предложения и свободу спроса.
Рост рыночной конкуренции между товаропроизводителями
Рост конкуренции – это усиление конкурентной борьбы фирм за потребителя.
Рост конкуренции проявляется в обострении соперничества между товаропроизводителями и рыночными посредниками. Подобного рода обострение происходит под воздействием спроса и предложения.
Современный этап развития рыночной экономики характеризуется усилением конкурентной борьбы за рынки сбыта и высокой скоростью роста самих рынков, на которых происходит обострение конкуренции. Постепенно усиление конкуренции затрагивает все большее число отраслей мировой экономики, при этом речь идет об обострении как ценовой, так и неценовой конкуренции.
Предпринимательские структуры волей-неволей становятся заложниками рынка. Они вынуждены формировать и развивать конкурентные преимущества для того, чтобы удержать свои рыночные позиции и просто выжить в условиях жесточайшей конкуренции. При борьбе за потребителя в ход идут все новые и новые методы. В таких условиях растет значимость конкурентоспособности бизнеса, без обеспечения которой ни один бизнес выжить в долгосрочной перспективе не сможет.
Причины и факторы обострения рыночной конкуренции
Основные факторы, определяющие интенсивность рыночной конкуренции, в общем виде представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Факторы интенсивности конкуренции в условиях рынка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, уровень рыночной конкуренции зависит от того, насколько высок спрос на ту или иную продукцию и как быстро он растет, какие возможности для его удовлетворения существуют, насколько рентабельна (прибыльна) та или иная отрасль, каким образом распределяются доли рынка между игроками.
Основными причинами роста рыночной конкуренции считаются:
- ограниченность ресурсов;
- развитие общества и его потребностей;
- рост числа и разнообразия предприятий и фирм;
- товарное насыщение рынка;
- постепенное снижение спроса и замедление общих темпов сбыта;
- демонополизация экономики;
- формирование новых рыночных институтов;
- развитие и распространение технологий и пр.
Одним из основных причин усиления конкуренции считаются глобализационные изменения, происходящие в современном мире. Развитие глобализации привело к разрушению физических, социопатических и географических барьеров. Процессы движения капиталов упростились, границы рынков – расширились, а торговля – получила свой небывалый расцвет. В таких условиях, особенно на фоне развития информационных технологий, товаропроизводители стали активно выходить на мировой рынок сбыта, их продукция стала предлагаться гораздо большему числу потребителей, а конкуренция между ними, соответственно, возросла.
Последствия обострения рыночной конкуренции
Стремительный рост конкуренции, происходящий в условиях рыночной экономики, несет за собой определенные последствия. По своему характеру они могут быть как позитивными, так и негативными. Так или иначе, их следует разграничивать по отношению к производителям и рыночным торговцам.
Для потребителей обострение рыночной конкуренции приносит довольно много преимуществ. Прежде всего, речь идет о том, что в условиях активизации борьбы за покупателей рыночные товаропроизводители делают все возможное, чтобы как можно лучше удовлетворять потребности своих клиентов. Они расширяют товарный ассортимент, совершенствуют и модифицируют свой продукцию, обеспечивают ее высокое качество, снижают цены, улучшают сервис, развивают системы маркетинговых коммуникаций и т.п. В конце концов, свобода выбора для потребителей растет, а возможности удовлетворения их потребностей – расширяются.
Рыночные товаропроизводители начинают активно совершенствовать свою деятельность, более быстро и гибко реагировать на изменения рыночной среды. Влияние олигополий и монополий, равно как и сами барьеры для входа на рынок снижаются. Кроме того, развитие конкуренции способствует научно-техническому прогрессу и развитию инноваций в различных областях.
В то же время велика вероятность проявления недобросовестной конкуренции, проявлениями которой могут выступать подделка фирменной продукции, скрытие дефектов, всевозможные сговоры продавцов, экономический и промышленный шпионаж, экологические нарушения и пр. Кроме того, имеет место быть рост репутационных рисков и инфляция. В конечном счете обострение конкуренции приводит в тому, что одни товаропроизводители обогащаются (иногда чрезмерно), а другие, напротив, приходят к разорению. На рынке имеет место быть асимметрия информации, транзакционные издержки весьма высоки.