Понятие и сущность международной классификации товаров и услуг
Международная классификация товаров и услуг (сокращённо – МКТУ) – это группировка товаров и услуг, принятая в качестве основы для регистрации товарных знаков.
Данная классификация официально была принята в рамках международной дипломатической конференции соответствующим Соглашением в Ницце в 1957 году. Годами позже она была дважды пересмотрена. Ее окончательный вариант был принят в 1979 году. Впоследствии версии справочника МКТУ периодически обновляются и пересматриваются специально созданным комитетом экспертов. В настоящее время актуальной считается его 11 редакция, ознакомиться с ним можно в открытом доступе в сети Интернет. Средняя периодичность издания МКТУ составляет 5 лет.
В основе международной классификации товаров и услуг лежит классификация, которая была разработана БИРПИ еще в 1935 году. Сегодня она представляет собой совокупность товаров и услуг, структурированная на группы на основе принципа их однотипности.
Существует специальный справочник МКТУ, состоящий из пяти томов и содержащий в себе порядка 1200 страниц. В общей сложности он предусматривает 45 классов, из них:
- товары (с 1 по 34 классы);
- услуги (с 35 по 45 классы).
Посредством международной классификации товарам и услугам присваиваются определенные коды, которые в определённой степени схожи с кодами ОКВЭД.
Заглавия классов МКТУ в общих чертах обозначают те области, непосредственно к которым относятся товары и услуги. Каждый класс содержит перечень товаров и услуг, расположенных в алфавитном порядке. В качестве пояснений к каждому классу указывается дополнительная информация.
Обычно МКТУ разрабатывается на двух языках – французском и английском, при этом оба текста имеют равное по силе значение. Помимо этого, официальные тексты классификации переводятся и на другие языки, включая русский.
Общее руководство по применению международной классификации товаров и услуг
В целях обеспечения более четкой классификации товаров и услуг рекомендуется пользоваться как заглавиями классов, так и пояснениями к ним. В том случае, если при помощи пояснений товар или услуга не могут быть точно классифицированы, следует обратиться к главе документа «Общие замечания».
Примечательно, что МКТУ не определяет однородность товаров / услуг. Это означает, что в рамках одного класса товары могут быть неоднородными (например, 09 класс). В то же время товары разных классов могут считаться однородными (например, 32 и 33 классы). Также следует помнить, что отнесение общего понятия в перечне товаров и услуг к какому-либо классу еще не исключает того, что данное понятие может быть использовано в словосочетаниях в этом или ином классе. Как правило, такие общие понятие отмечаются знаком (*).
Часто в МКТУ в квадратных скобках можно встретить пояснения, конкретизирующие наименование товара или услуги. В целях повышения однозначности оценки класса при описании товаров и услуг следует избегать использования неопределенных или общих понятий. Руководствоваться нужно, прежде всего, той терминологией, которая употребляется в действующей редакции МКТУ.
Для товаров и услуг в рамках международной классификации имеются свои правила. Так, например, готовые товары следует классифицировать исходя из выполняемых ими функций, то есть их назначения. В том же случае, если функция или назначение не указывается, готовые товары классифицируются аналогично подобным изделиям, указанным в перечне товаров и услуг. Так, обработанные семена подсолнуха относятся к 29 классу МКТУ, в котором перечислены обработанные товары, а необработанные семена подсолнуха к 31 классу МКТУ. Если функции и назначение вовсе не найдены, руководствоваться следует дополнительными критериями, такими как материал, из которого произведен товар, или принцип его действия.
Сырье, частично обработанное или необработанное, и также полуфабрикаты классифицируется преимущественно по материалу, из которого состоит. Товары, которые предназначены для использования в других изделиях, подлежат классификации в том же классе, что и последний с оговоркой, что он не используется для иных целей. Емкости, которые предназначены для хранения и упаковывания товаров, классифицируются в рамках того же класса, что и сам товар.
Услуги классифицируются исходя из направления деятельности, которое указано в заглавии МКТУ и в пояснениях к классу. Так, например, советы, консультации, информация относятся к тем же классам, что и услуги, являющиеся объектом консультации. Рассмотрим на конкретном примере. Строительство относится к 37 классу, а значит, консультации по строительным проектам также должны быть указаны в 37 классе.
Классификация услуг в международной торговле
В международной торговле услуги подразделяются на двенадцать базовых секторов. В частности, к ним относятся:
- услуги в области связи;
- услуги в сфере образования;
- услуги в области здравоохранения и соцобеспечения;
- деловые услуги, в том числе компьютерные и профессиональные;
- транспортные услуги;
- финансовые услуги (банковские и страховые);
- услуги по организации досуга, спортивных и культурных мероприятий;
- туризм и услуги, связанные с путешествиями;
- дистрибьюторские услуги, в том числе услуги торговли (розничной и оптовой);
- строительные и связанные с ними инженерные услуги;
- услуги, связанные с защитой окружающей среды;
- прочие услуги, которые не вошли в выше перечисленные категории).
Традиционно услуги в международной практике принято классифицировать с опорой на сочетание двух базовых подходов. В общем виде они представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Базовые подходы к международной классификации услуг. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Производственный подход исходит из принципа производственно-технической и технологической общности отраслевых направлений в сфере услуг. В основе функционального подхода лежит разная профильная направленность услуг.