Психология интернет-рекламы
Интернет-реклама – это реклама, в различных формах размещаемая непосредственно в Интернет-пространстве. Иначе говоря, это форма неличного представления информации о компании и/или ее продукции в сети Интернет.
Психология интернет-рекламы – это отдельная отрасль психологии, специализирующаяся на обосновании теоретических и практических способов повышения результативности и эффективности рекламных материалов, размещаемых в сети Интернет, посредством оказания целенаправленного воздействия на психические явления и процессы.
На сегодняшний день реклама считается одним из наиболее эффективных и широко используемых средств рыночного продвижения товаров и услуг. Особое внимание при этом уделяется рекламе в Интернет-пространстве, которое привлекает все больше пользователей. Основополагающей целью интернет-рекламы является, увеличение продаж товаров и услуг. Для ее достижения эксперты используют определённые методики психологического воздействия на потребителей, основанные на знании, в первую очередь, основ психологии рекламы.
Как показывает практика, использование психологических приемов позволяет повысить общую эффективность интернет-рекламы в целом. Основополагающую роль в сфере психологического влияния на потребителей играют:
- информирование;
- убеждение;
- внушение;
- побуждение.
При этом эксперты выделяют лишь три базовых компонента, которые необходимо учитывать при подготовке и планировании рекламных интернет-кампаний. В частности, речь идет о привлечении внимания к объекту рекламы (произвольного или непроизвольного), создании и поддержании интереса у интернет-пользователей, а также стимулировании их к совершению определенных действий.
В целом психология рекламы концентрируется на изучении механизма воздействия рекламы на человеческий мозг и особенностей восприятия людьми отдельно взятых выразительных средств, таких как изображение, текст, цвет, графическое оформление и пр. Иначе говоря, она изучает то, каким образом и почему рекламные сообщения влияют на интернет-пользователей, а самое главное – как сделать так, чтобы интернет-реклама возымела желаемый эффект.
Базовые методы психологического воздействия на потребителя в рекламе
Интернет-реклама, в силу своей специфики, призвана оказывать на пользователей сети Интернет определенное психологическое воздействие, стимулирующее их к определенным действиям (переходам на сайт, совершению онлайн заказов и пр.). Подобного рода психологическое воздействие может оказываться как на сознательном, так и на бессознательном уровнях. На практике для этого могу быть использованы различные методики и приемы, оказывающие воздействие на те или иные психические структуры индивида. Основные из них в общем виде представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 1. Базовые методы воздействия рекламы на психические структуры человека. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Метод убеждения применяется практически в любой рекламе. Сущность его сводится к доказыванию потребителям посредством аргументации преимуществ рекламируемого продукта и необходимости его приобретения. Обычно процессы осмысления связаны с критическим осмыслением полученной рекламной информации и ее соотнесением с собственным жизненным опытом.
В основе использования метода внушения лежит искусственное привитие потребителям посредством слов или иных способов различных психических явлений. В рекламе внушение задействует весь спектр эмоционального воздействия, особое внимание акцентируя на стремлении человека к сохранению (повышению) своего социального статуса, здоровья и благополучия.
Метод гипноза в интернет-рекламе используется довольно редко. Он предполагает необходимость применения определенных речевых приказов, не получающих в голове индивида сознательного сопротивления.
Психоаналитический метод в основе своей опирается на два базовых положения: во-первых, рекламируемый товар на подсознательном уровне должен быть привлекателен для потребителя; во-вторых, основой привлекательности товаров выступает сексуальность в широком смысле.
Метод нейролингвистического программирования (НЛП) строится на оказании воздействия на психику потребителей и их поведения. Обычно модель НЛП базируется на трех поведенческих этапах. Сначала необходимо установить психологический контакт с объектов, затем наладить и поддерживать с ним процесс коммуникации и, наконец, побудить его к желательному поведению.
Метод лингвистического (языкового) манипулирования основан на использовании особенностей языка и правил его употребления в целях скрытого (неосознаваемого) воздействия на адресатов в нужном направлении.
Методы психоэмоционального воздействия на потребителя в интернет-рекламе
Интернет-реклама активно развивается, большая часть успешно развивающихся компаний продвигает свою продукцию, товары и услуги в интернет-среде. Часто в основу этого продвижения закладывается психоэмоциональное воздействие на потребителей, реализуемое сквозь призму интернет-рекламы. Часто в рекламе скрывается послание о том, что покупка данного товара способна не просто принести пользу ее владельцу и быть приятной, но также может сделать потребителя более счастливым, нежели сейчас.
Чаще всего для манипуляции общественным сознанием в интернет-среде используются следующие приемы:
- информационный метод;
- эмоциональный метод;
- патриотический метод;
- метод предупреждения страха.
Часто интернет-реклама, неся в себе определенную информацию о продукте, пытается оказать влияние на потребителей, в частности на их убеждения, которые, кстати сказать, считаются составным элементом потребительских установок.
Не менее часто интернет-реклама воздействует на эмоциональную составляющую потребительских установок. Часто в рекламе прослеживается обращение к любви потребителей к семье, друзьям, самим себе, хорошим временам и чувствам. Реклама, размещаемая в интернет-пространстве, нередко направлена на формирование у потенциальных потребителе чувства собственной уникальности или уникальности новой вещи.
В некоторых случаях в интернет-рекламе используется призыв к национальной гордости. Это пример использования патриотических методов.
В некоторых случаях интернет-реклама направлена на пробуждение страха у потребителей. Обычно подобного рода реклама формирует в воображении интернет-пользователей угрозу и страх перед тем, что может с ними произойти, если они не купят данный товар.