Понятие маркетинга
На сегодняшний день единого подхода к определению термина «маркетинг» в научной литературе не сложилось. Само слово «маркетинг» в Россию пришло от английского «market», что в дословном переводе означает «рынок», под самим же маркетингом буквально понимается «работа с рынком».
Согласно классическому подходу, озвученному Ф. Котлером, маркетинг следует понимать как особый вид человеческой деятельности, основной целью которого выступает удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
В научной среде маркетинг принято отождествлять с научно обоснованной системой удовлетворения определенных потребностей в условиях рынка. Также его воспринимают в качестве философии рыночного хозяйствования, провозглашающей ориентацию производства на удовлетворения потребностей конкретных потребителей.
Согласно системному подходу маркетинг является оплотом трех китов (рисунок 1), определяющих его сущность.
Рисунок 1. Триединая концепция маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, маркетинг принято рассматривать как экономический процесс, особу хозяйственную функцию и концепцию. С точки зрения концептуального подхода под маркетингом следует понимать философию бизнеса, определенный способ мышления, исходным пунктом которого является спрос - именно его удовлетворению должны быть подчинены любые решения, принимаемые на всех уровнях организации.
Основополагающей целью маркетинга выступает точное согласование деятельности фирмы с запросами потребителей, которые, в свою очередь, характеризуются изменчивостью и непостоянством.
Задачи маркетинга условно делятся на две группы:
- глобальные;
- частные.
К задачам глобального характера принято относить необходимость обеспечения избирательности, информированности и эффективности покупателей в потреблении тех или иных товаров и услуг, координацию ресурсов, оказание влияния на воззрения людей и образ их жизни, а также повышение ее качества.
Задачи частного порядка определяются способами достижения поставленных целей, ресурсами, имеющимися в распоряжении организации, а также рядом иных факторов.
Так или иначе, маркетинг служит основополагающим инструментом развития бизнеса и затрагивает практически все сферы, начиная от торговли и заканчивая некоммерческой деятельностью. Более того, он выступает неотъемлемым элементом стратегического управления бизнесом. Рассмотрим понятие стратегии более подробно.
Понятие стратегии
Стратегия, ее разработка и реализация являются неотъемлемыми элементами управления всякого бизнеса.
Сущность стратегии как категории менеджмента в современной научной литературе рассматривается довольно разнопланово. Впервые данные термин получил популярность в 1960-х гг., когда проблемы реакции предприятий на изменения внешней среды приобрели особо важное значение. С тех пор ученые начали активно заниматься вопросами изучения данного понятия. Тем не менее, единого подхода к определению сущности стратегии развития предприятия не выработано до сих пор.
В общем виде стратегия представляет план управления, ориентированный на удовлетворенность потребителей, достижение установленных целей и укрепление рыночных позиций организации. Фактически она представляет собой некую обобщающую модель действий, ориентированных на долгосрочную перспективу, осуществление которых необходимо для достижения поставленных целей посредством координации и распределения имеющихся ресурсов.
В сущности, стратегия представляет собой некий набор правил для принятия решений, на которые компания опирается в своей деятельности. При этом ее главной задачей является перевод организации из ее текущего состояния в желаемое для руководства будущее состояние. Она сочетает в себе продуманную, запланированную линию поведения и возможность реагирования на главные новшества.
Таким образом, стратегия есть ни что иное, как программа или план по достижению стратегических целей в любых сферах деятельности. Применительно к маркетинговой среде, стратегия принимает свои специфические особенности. Рассмотрим ее сущность и содержание более подробно.
Сущность и содержание маркетинговой стратегии
Применительно к сфере маркетинга стратегия представляет собой генеральную программу маркетинговой деятельности компании на целевых рынках. Фактически ее предназначение сводится к определению способов участия компании в конкурентной борьбе за рынки сбыта и их потребителей.
Маркетинговая стратегия расположена на среднем уровне стратегической иерархии и фактически является составной частью общей корпоративной стратегии фирмы, то есть представляет собой ее органическое продолжение.
Впервые термин «маркетинговая стратегия» был введен в научный оборот относительно недавно – в 80-х гг. прошлого столетия. С тех пор интерес к данному направлению вырос, однако единого подхода к его трактовке и определению не сложилось до сих пор.
Одни ученые рассматривают маркетинговую стратегию в качестве логического и рационального построения (схемы маркетинговых мероприятий), на основе которого происходит решение маркетинговых задач фирмы. Другие представители науки воспринимают ее в качестве процесса, создающего условия для концентрации ресурсов на возможностях увеличения объемов сбыта и получения устойчивых конкурентных преимуществ на рынке. Третьи и вовсе отождествляют ее с неким средством воздействия на потребителей и удовлетворения их потребностей посредством инструментов комплекса маркетинга.
Так или иначе, все ученые сходятся во мнении относительно составных элементов маркетинговой стратегии. В общем виде они представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Составляющие маркетинговой стратегии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Совокупность представленных выше элементов, определяющих сущность маркетинговой стратегии, включает в себя цели и задачи маркетинговой деятельности фирмы, анализ внешней и внутренней среды, а также конкретные мероприятия в сфере маркетинга, находящие свое отражения маркетинг-миксе (4Р).
Маркетинг-микс состоит из четырех основополагающих элементов (четырех Р):
- продукт (product);
- цена (price);
- место (place);
- продвижение (promotion).
Таким образом, маркетинговая стратегия сочетает в себе различные элементы комплекса маркетинга, посредством которых обеспечивается реализация эффективных маркетинговых мероприятий, направленных на достижение маркетинговых целей.
Основной функцией маркетинговой стратегии выступает выявление рыночных потребностей, как ныне существующих, так и потенциальных.