Понятие и методологические основы организации маркетинговой деятельности
На сегодняшний день существует несколько подходов к определению понятие «маркетинговая деятельность». Согласно наиболее общему из них под маркетинговой деятельностью понимается всякая деятельность фирмы, направленная на решение задач маркетинга. Иначе ее также называют деятельностью в области маркетинга.
На практике маркетинговая деятельность включает в себя комплекс маркетинговых мероприятий, ориентированных на обеспечение успешного товарообменного процесса посредством использования рыночных механизмов с целью эффективного удовлетворения нужды и запросов потребителей.
В той или иной форме маркетинговая деятельность присуща любой фирме, предприятию, организации, осуществляющим свою деятельность в условиях рынка. Ее главным составным компонентом является комплекс маркетинга.
От успеха организации маркетинговой деятельности в значительной степени зависит успех бизнеса в целом. Именно поэтому маркетингу в современном мире уделяется столь высокое внимание.
Осуществляться маркетинговая деятельность может посредством различных методик, в основе которых лежат разнообразные концепции, принципы и постулаты. Основные методы маркетинговой деятельности представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Методы маркетинговой деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Каждый метод имеет свои особенности и целевую ориентацию. Рассмотрим их более подробно.
Метод организации маркетинговой деятельности, ориентированный на продукт (услугу)
В рамках данной методики основной акцент при планировании и осуществлении маркетинговой деятельности делается непосредственно на продукт или услугу, реализуемый фирмой посредством обменных рыночных механизмов. Особое внимание при этом отводится вопросам доведения конечного продукта до потребителя, в частности речь идет о системе сбыта и рыночного продвижения.
Метод организации маркетинговой деятельности, ориентированный на продукт, предполагает необходимость его постоянного совершенствования и развития. Подобно е совершенствование может находить свое отражение в различных формах, будь то добавление новых характеристик товара или услуги, изменение упаковки или иных эргономичных характеристик и т.п.
Особая роль в данной методике отводится инновационному маркетингу, ориентированному на создание принципиально новых видов продуктов, которые могли бы выступать в качестве истоков для формирования новой отрасли.
Метод организации маркетинговой деятельности, ориентированный на потребителя
В основе данной методики лежит первоочередная ориентация маркетинга на потребителя, его нужды, потребности, запросы и ожидания.
Сущность метода маркетинговой деятельности, ориентированного на потребителя, заключается в поиске потенциальных покупателей, выявлении их потребностей и определении тех товаров и услуг, которые были бы способны эти потребности удовлетворить. Определив такой товар, идеально удовлетворяющий потребности потенциальных потребителей, компания должна сделать все возможное, чтобы этот товар потребителю реализовать.
Основополагающая роль в рамках данной методики отводится изучению и сравнению отпускных цен на товары (услуги) и их приобретением со стороны покупателей, а также потребительскими представлениями о них. В основе подобной взаимосвязи лежит два экономических принципа:
- закон спроса;
- ценовая эластичность спроса.
Согласно закону спроса, объемы потребления тем больше, чем ниже уровень отпускных цен. Ценовая эластичность же определяет чувствительность покупателей и изменениям в ценах с позиции объемов их приобретений.
Так или иначе, данный метод напрямую связан с необходимостью выделения из всей массы товаров и услуг лишь тех, которые представители целевой потребительской аудитории готовы и желают приобрести. Именно на них впоследствии и делается основной акцент в продуктовой политике фирмы.
Ценовая политика должна быть ориентирована на обеспечение доступности отпускных цен на продукцию, в которой заинтересованы потребители, а система сбыта и продвижения должны быть построены таким образом, чтобы удовлетворять наиболее актуальным потребностям целевой группы клиентов в форматах продаж, информации и способах ее преподнесения
Прочие методы организации маркетинговой деятельности
К числу прочих методов маркетинговой деятельности относятся интегрированный маркетинг и маркетинг открытых систем.
В основе интегрированного метода маркетинговой деятельности лежит рыночное продвижение товаров и услуг, основанное на стремлении бизнеса предвидеть будущие нужды и предпочтения потребителей, изменения в их структуре, а также обеспечить заблаговременную адаптацию продукта согласно запросам рынка одновременно с учетом в наивысшей степени индивидуализированных запросов разных сегментов рынка, групп потребителей и регионов.
Согласно данной методике маркетингово ориентированный бизнес должен быть ориентирован на:
- поиск и нахождение скрытых, еще неудовлетворенных потребностей;
- производство и выпуск продукции, ориентированная на нужды и потребности потребителей;
- оперативное реагирование на изменение рыночного ситуации;
- постоянное совершенствование продукта и коммуникаций.
Метод маркетинговой деятельности, основанный на принципе открытости систем предполагает, что каждая компания – как открытая система – функционирует в условиях рынка и тесно в ним взаимодействует, непрерывно обеспечивая обмен ресурсами с внешней средой. Эти ресурсы могут быть самими разными: информационными, материальные, трудовыми и т.п.
В рамках данного направления маркетинговая деятельность имеет ярко выраженную ориентацию на приспособление фирмы к внешней среде маркетинга, обеспечение успеха конкурентной борьбы за рынки сбыта и потребителей, а также обеспечение прибыльности коммерческой деятельности.
На практике компании нередко применяют одновременно сразу несколько методов маркетинговой деятельности, комбинируя их таким образом, чтобы быстрее достичь генеральных целей бизнеса, обеспечивающих его эффективность в долгосрочной перспективе.