Общая характеристика стратегий маркетинга территорий
Под стратегией понимается комплекс принципов работы компании и ее отношений с внутренней и внешней средой, целей предприятия и решений по выбору средств достижения поставленных целей и ориентации деловой активности компании.
Стратегия реализуется в конкурентной позиции, структуре компании, особенностях мотивации и системе ценностей.
Маркетинговая стратегия может быть представлена в виде вектора движения субъекта в определенной системе координат, которые характеризуют:
- сравнительное положение субъекта на фоне конкурентов для той или иной целевой аудитории;
- степень привлекательности и перспективности существующих потребителей в сравнении с потенциальными.
Стратегия предусматривает переход субъекта в наиболее привлекательные сегменты и роста конкурентоспособности в этих участках рынка.
Выделяют четыре группы стратегий маркетинга территорий, которые нацелены на привлечение гостей, резидентов, инвесторов и новых жителей и т.д., а также развитие производства и экспорта товаров и услуг:
- маркетинг имиджа;
- маркетинг привлекательности;
- маркетинг инфраструктуры;
- маркетинг населения и персонала.
Ни одна из указанных стратегий в чистом виде не существует, но каждая может выделяться на фоне других.
Маркетинг имиджа
Главной целью данной стратегии территориального маркетинга является создание, развитие и распространение общественного признания положительного образа определенного места.
Данная стратегия является по сравнению с другими является сравнительно недорогой, но требует вложений. На эффективность стратегии влияет текущий имидж и действительное положение дел на определенной территории.
Стратегия маркетинга имиджа – это малозатратная стратегия, которая не требует изменений инфраструктуры, формирование факторов привлекательности, а сосредотачивает усилия непосредственно на совершенствование коммуникативных составляющих и пропаганде уже существующих преимуществ территории.
Основной инструмент маркетинга имиджа – это коммуникационные мероприятия, которые показывают открытость территории для контактов. Они помогают субъектам территориального маркетинга лучше узнать территорию и понять, какими преимуществами она обладает.
В рамках маркетинга имиджа выделяют несколько стратегий работы с имиджем территории:
- положительный имидж;
- слабо выраженный имидж;
- излишне традиционный имидж;
- противоречивый имидж;
- смешанный имидж;
- негативный имидж;
- чрезмерно привлекательный имидж.
Первый вид имиджа территории не нуждается в изменении, его необходимо усиливать, подтверждать и распространять среди большого количества целевых потребителей. Таким имиджем обладают такие города, как Санкт-Петербург, Венеция, Сингапур.
Территории со слабо выраженным имиджем относительно неизвестны целевой аудитории. Причины кроются в небольших размерах, отсутствии рекламы и конкурентных преимуществ.
Излишне традиционный имидж – это имидж, основанный на уходящих в века ассоциациях, что может притягивать и одновременно отталкивать целевые группы.
Противоречивым имиджем обладают города, которые имеют много преимуществ, но при этом возникают ассоциации с грязью, преступностью, интенсивным движением. Задача территории – исправить имидж.
Смешанный имидж – это сочетание плюсов и минусов имиджа территории, которые не взаимосвязаны между собой. Распространенным инструментом в формировании имиджа является подчеркивание положительных черт и скрытие негативных.
Негативный образ имеют некоторые города, где царит криминал, сосредоточена наркомафия. Города, которые являются центрами гражданских и военных действий.
В мире есть ряд территорий, которые уже столкнулись с необходимостью уменьшения потоков туристов и новых резидентов. Одним из приемов является рост налогов, тарифов и пошлин.
Маркетинг привлекательности
Мероприятия, в рамках этой стратегии, направлены на повышении привлекательности территории для людей. Практически любая территория стремится развивать особые черты, которые обеспечивают конкурентные преимущества в конкурентной борьбе.
Для туристов это объекты истории и архитектуры (Парфенон, Красная площадь, Эйфелева башня, Тадж-Махал и др.).
Притягательность территорий обеспечивается благодаря благоустройству территорий, созданию музейных, исторических и торговых зон. Также организуются различные мероприятия в сфере спортивного маркетинга.
В основе маркетинга привлекательности лежат развитая туристическая инфраструктура, качественное обслуживание и транспортная доступность.
Одной из составляющих данной стратегии является обеспечение инвестиционной привлекательности территории, которое охватывает:
- предоставление информации о конкурентных преимуществах территории, законодательстве в сфере инвестирования, крупных проектах через СМИ и т.д.;
- условия и процедуры получения собственности (уровни налогообложения, гарантии прав собственности и т.д.).
Маркетинг инфраструктуры
Под маркетингом инфраструктуры понимают деятельность по обеспечению эффективного развития территории.
Выделяют ряд аргументов, которые позволяют управлять долгосрочным интересом к территории со стороны целевой аудитории:
- аргументы функционирования;
- аргументы развития.
В состав первой группы входят:
- гарантия личной безопасности и охрана общественного порядка;
- состояние дорог, транспортного обслуживания, ресурсного снабжения (газ, вода, тепло, энергия);
- состояние и эксплуатация жилищного фонда.
- наличие образовательных учреждений;
- парки и благоустройство.
Аргументы развития или перспективности:
- появление новых и развитие старых производств;
- уровень занятости;
- качество жизни;
- динамика инвестиций;
- развитие вузовского и послевузовского образования;
- динамика производственной и рыночной инфраструктуры.
Основными инструментами стратегии маркетинга инфраструктуры являются:
- конференции;
- выставки и ярмарки;
- месячники культуры и искусства;
- туризм и гостиничное дело;
- связь и транспорт;
- налоговая политика;
- банковская система;
- учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта.
Маркетинг населения и персонала
Маркетинг населения, персонала – это работа с жителями определенной территории (региона, города).
Целью данной стратегии является поддержка маркетинговой активности территории внутри.
Задачи стратегии маркетинга населения и персонала:
- формирование и поддержка мотивации внутри территории по отношению к гостям, привлечение их в регион или город;
- формирование патриотизма среди населения.
Различают следующие виды стратегий маркетинга персонала:
- регионы с небольшим уровнем занятости и дешевой рабочей силой стремятся привлечь в регион бизнес для формирования новых рабочих мест;
- территории с переизбытком рабочих мест и нехваткой трудовых ресурсов (для привлечения новых сотрудников в основе рекламы лежат возможности для проживания, высокая оплата труда, возможность выбора профессии, перспективы роста и т.д.);
- адресный маркетинг (для привлечения людей определенных профессий);
- противодействующий маркетинг (используется в случае переизбытка трудовых ресурсов).