Маркетинг городов США
Маркетинг города – это стратегическое продвижение города как основа его развития.
В общем смысле под городским маркетингом сегодня понимается особого рода комплекс действий, осуществляемых городским сообществом в целях выявления и продвижения его интересов для обеспечения решения конкретных задач социально-экономического развития городской территории. Проще говоря, его смысл заключается в продвижении интересов города на территориальном рынке (как внутринациональном, так и внешнем).
В Соединенных Штатах Америки маркетинг городов имеет свою особую специфику. Для США он в определенном смысле стал родовым признаком страны. По мере освоения территории только что появившиеся поселения практически сразу начинали жестко конкурировать между собой. С годами борьба становилась все более острой. При этом конкуренция велась практически за все – рабочую силу, ресурсы, туристов, университеты и пр.
Непосредственно американские города и регионы, еще даже не отдавая себе в этом отчета, стали всерьез заниматься маркетингом мест. К числу основных причин, обусловивших потребность и необходимость в маркетинге мест, эксперты относят:
- изменение и трансформация факторов, обеспечивающих успех в развитии территорий;
- переход от экономического мира к миру узлов и связей между ними;
- «виртуализация» жизни современного человека.
В современном мире роль городского маркетинга с каждым днем растет. Зная это, в США уделяется довольно пристальное внимание выстраиванию и продвижению бренда городов. Сам же городской маркетинг тесно переплетается с вопросами стратегического планирования городских образований. Для большей части городов США маркетинг сегодня является неотъемлемой формой и одним из основных инструментов развития городской среды.
Планирование и реализация маркетинга городов США может преследовать различные цели. К числу ключевых его задач принято относить стимулирование реализации продукции местного производства, развитие туризма и привлечение жителей, а также формирование благоприятного инвестиционного климата в городе.
К числу наиболее развитых с точки зрения маркетинга городов США можно отнести:
- Атланту;
- Нью-Йорк;
- Питтсбург;
- Портленд;
- Сиэтл;
- Чикаго и др.
Маркетинг городов США может принимать различные формы. Его основные разновидности в общем виде представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Некоторые разновидности маркетинга городов США. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Реализация инвестиционного маркетинга призвана создавать благоприятные условия для инвестирования в городскую экономику. Маркетинг туризма способствует формированию новых рабочих мест, а его реализация обеспечивает мощный толчок для развития самых разнообразных отраслей сферы услуг, начиная от гостиничного бизнеса и заканчивая индустрией развлечений и транспортной инфраструктурой. Благодаря маркетингу привлечения жителей обеспечивается регулировка баланса на местном рынке труда, улучшается социальный климат и структура населения. В конечном счете, реализация маркетинга городов позволяет сделать прибыльными даже те сферы жизнедеятельности города, которые традиционно считаются нерыночными (например, сферу культуры). Также маркетинг городов традиционно делится на внутренний и внешний.
Особенности современного брендинга городов США
Брендинг городов в США становится все более популярной темой. Американские власти все реже пускают на самотек процесс формирования городов, находящихся у них в управлении. Напротив, городские власти считают брендинг городов одной из важнейших проблем, которую необходимо решать здесь и сейчас, чтобы осуществить весомый вклад в будущее. Простые же жители американских городов настроены куда более спокойно – многие из них отмечают, что вообще ничего не слышали о брендинге города.
В общем смысле под брендингом городов следует понимать процесс построения и продвижения их имиджа на территориальном рынке. Процесс этот отличается длительностью и высокой сложностью. Состоит он, как правило, из следующих этапов:
- проведение аудита города, определение его преимуществ и недостатков;
- определение идентичности города как результат дискуссий в обществе;
- оценка конкуренции на территориальном рынке и поиск позиционирования;
- формирование стратегии, определение целей и задач;
- разработка визуального образа бренда.
Рассмотрим некоторые примеры наиболее интересных брендов городов США.
Брендинг городов США имеет довольно длинную историю. Как показала практика, изначально сформированные бренды городов в США нередко подвергались ребрендингу. Наиболее яркий пример тому – ребрендинг города Нью-Йорк, начавшийся в 1977 году. Его основной целью стало изменение образа Нью-Йорка как «города-потогонки» (города работяг). Местные власти решили перенести акцент в сторону его туристической привлекательности и привлекательности с точки зрения внутренней трудовой миграции (престижно жить и работать в Нью-Йорке). По некоторым оценкам за все время затраты на реализацию данной программы в общей сложности превысили 126 млн. долл. США.
Многие говорят о том, что как таковой брендинг городов США начался с Лас-Вегаса и его слогана, предложенного в 2003 году – «Все, что произошло в Вегасе, остается в Вегасе». Таким образом, городу удается балансировать на тонкой грани, быть довольно типичным мегаполисом, но в то же время хорошо узнаваемым.
Лос-Анджелес считается городом моды, грез, иллюзий и исполнения самых заветных желаний. Здесь можно все - и прокатиться на гребне волны, и понежиться на солнышке на пляже с белоснежным песком, и заглянуть за кулисы съемок любимого телесериала, и даже осуществить мечту детства – посетить Диснейленд.
Занимаются брендингом не только крупные города США. Небольшой американский городок Морено Вэлли потратил на разработку бренда свыше 70 тыс. долларов. В эти затраты вошла и разработка городской символики. В результате был принят городской логотип с деревом и птичкой. Также был разработан слоган города – «Там, где воспаряют мечты».