Конкурентная борьба — это те действия, которые направлены на удержание или рост рыночной доли компании.
Этапы и тактика стратегии конкурентной борьбы
В целом стратегия конкурентной борьбы предполагает последовательное прохождение ряда этапов:
- определение целевой аудитории и ключевых конкурентов;
- определение конкурентного преимущества и разработка стратегии его развития;
- утверждение основной конкурентной стратегии для данной отрасли;
- разработка тактических приемов для конкурентного противостояния.
Конкурентную борьбу не всегда можно описать агрессивными методами работы и жестким противостоянием. Конкурентная борьба может принимать активную или пассивную форму. Исходя из этого, фирма может применять упреждающую тактику или же занимать пассивную сторону. Компании самостоятельно выбирает тактику поведения, исходя из собственных возможностей.
Упреждающие стратегии конкурентной борьбы
Цель упреждающей конкурентной стратегии — бросить вызов лидеру на рынке, чтобы затем занять его место. Можно выделить следующие наступательные стратегии конкурентной борьбы:
- Фронтальная атака, которая предполагает применение против конкурента тех же методов, которые использует он сам, но более интенсивно. Данная стратегия не предполагает акцент на слабостях конкурента.
- Фланговая атака подразумевает применение слабых сторон конкурента для укрепления собственных преимуществ. Примером использования такой стратегии является предложение аналогичного товара по цене, ниже, чем у лидера.
- Окружение подразумевает постепенное наращивание потенциала через анализ слабостей ключевого конкурента. Эта стратегия может занять долгое время, однако подойдет для фирмы небольшого размера. Сама стратегия окружения характеризуется последовательностью и незаметностью для конкурента.
- Сосредоточение сил на отдельных сегментах, при котором фирма акцентирует внимание на тех сегментах, которые конкуренты сочли непривлекательными и невыгодными.
- Обход – стратегия, подразумевающая избежание конкуренции и выпуск продукции, которая не является соперником для ключевых игроков.
Пассивные стратегии конкурентной борьбы
Целью пассивной стратегии является мирное сосуществование и осознанное разделение рынка сбыта. Пассивная стратегия обычно не вызывает отпор со стороны ключевых рыночных игроков и, как правило, используется небольшими фирмами.
Особенности пассивной стратегии:
- фокус только на отдельных рыночных сегментах, отсутствие намерения захвата всего рынка;
- ориентация на развитие технологий в части сокращения издержек;
- ориентация на прибыль, а не на объем выручки и рыночную долю.
Виды пассивных стратегий:
- Стратегия копирования успешных продуктов, когда создается «полная копия» успешных товаров и его реализация по выгодной цене. Однако, она может применяться только тогда, когда фирма в состоянии собственными силами производить такой товар – аналог.
- Стратегия малого рынка, когда фирма создает оригинальный (уникальный) продукт для узкого рыночного сегмента. Эта стратегии является одной самых часто используемых на современном рынке.
- Сохранение позиций, когда фирма старается поддерживать постоянную рыночную деятельность, не привлекая внимание ключевых конкурентов.
- Стратегия участия, когда фирма оказывается причастной к производству товаров своего основного конкурента.
- Франчайзинг – создание малыми фирмами продукта, подобного продукта крупного предприятия и заключение с ним договора франчайзинга для сохранения возможности существования на рынке.