Монополии и конкуренция
Монополии, рождающиеся в условиях свободного рынка, неизбежно влияют на условия конкурентной борьбы, а механизмы функционирования рыночной системы оказываются под ударом.
Благодаря крайне высокому уровню сосредоточённости ресурсов, монополии создают условия для ускорения технологического прогресса. Однако реализация этих условий, возможна лишь в случае возникновении этой необходимости у монополии и ведут её к получению повышенной прибыли. То есть монополии, несмотря большие вложения в научно-технический прогресс, фактически, в условиях, когда он может помешать развитию монополии, могут его задержать, а, следовательно, являются нежелательным элементом рыночной экономики. Антимонопольная политика является крайне важным элементом добросовестной конкурентной борьбы. Правильные, своевременные и обдуманные меры регулирования монополий, способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и, в целом, ведут к совершенствованию экономики.
Виды монополий
Говоря простым языком, монополия – это господство одной единственной организации в отрасли. При этом границы предприятия и отрасли совпадают. Монополия оперирует рыночными инструментами без учёта конкуренции и интересов фирм конкурентов. Монопольные итоги включают в себя высокие цены и ограниченную готовность к инновациям.
Существует три основных вида монополии:
- закрытая монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентами, авторскими правами и иным;
- естественная монополия, возникающая в отрасли в которой необходимый минимум долгосрочных издержек может возникнуть лишь в случае обслуживания всего рынка одной единственной организацией;
- открытая монополия подразумевает единственного поставщика продукции, однако при этом монополия не имеет необходимой юридической защиты от конкуренции.
Цели и задачи антимонопольной политики
Основные цели и задачи антимонопольного органа закреплены федеральным законом. Также там закреплена ответственность за неисполнение своих обязанностей должностными лицами этих органов.
Основными задачами антимонопольной политики являются:
- содействие формирования рыночных отношений, а также создание необходимых для эффективной рыночной конкуренции условий;
- ограничение, предупреждение и пресечение монопольной деятельности, а также недобросовестной конкурентной борьбы;
- контроль со стороны государства за соблюдением установленного антимонопольного законодательства;
- разработка и осуществление мероприятий направленных на демонополизацию производств;
- контроль соблюдения антимонопольных требований при создании и реорганизации хозяйствующих субъектов.
Антимонопольная политика подразумевает возможность соответствующего антимонопольного органа выдавать рекомендации соответствующим органам о предоставлении льготных кредитов, уменьшении налогов или полном освобождении от них, об изменении сфер применения свободных цен, о финансировании мероприятий направленных на расширение выпуска продукции, о создании различных производственных структур, о привлечении инвестиций, о лицензировании и многое иное.
Антимонопольный орган принимает активное участие в разнообразных государственных программах по демонополизации и развитию конкуренции, а также поддержке предпринимательства.
В нашей стране антимонопольная политика развита не так хорошо, как хотелось бы, однако, имеются тенденции к совершенствованию данной сферы, к её развитию, как в отношении монополий закрытого, так и открытого типов. Разумное следование и своевременное реформирование антимонопольной политики может помочь экономике совершенствоваться, а за развитием экономики идёт и рост благосостояния граждан государства.