Сущность и основы территориального маркетинга
Территориальный маркетинг – это маркетинг, реализуемый в интересах не отдельно взятой фирмы, а целой территории (региона), ее внутренних и внешних субъектов, во внимании которых заинтересована территория.
В значительной степени территориальный маркетинг опирается на создание, позиционирование и продвижение образа территории в глазах широкой общественности, т.е. сторон, так или иначе заинтересованных в ее развитии. Важное место при этом отводится маркетингу персоналий, событий, достопримечательностей, инфраструктуры, товаров, т.е. всего того, что способно стать уникальной особенностью территории.
Реализация территориального маркетинга предполагает необходимость проведения анализа возможностей использования природных, экономических, культурных и социальных ресурсов региона для решения следующих задач:
- обеспечение роста привлекательности территории для инвестиций и ее производственно-экономического развития;
- повышение имиджа региона для поднятия культурного и социального уровня жизни населения.
В конечном счете, сущность территориального маркетинга сводится к следующему: добиться развития в социально-экономической среде способна лишь так территория, которая будет осознанно использовать имеющиеся у нее конкурентные преимущества, грамотно позиционировать себя на рынке территория и умело продвигать информацию о себе.
Сам по себе территориальный маркетинг всегда ориентирован на определенные целевые аудитории. В общем виде их группировка представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Целевые аудитории территориального маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Как видно из рисунка 1, одной из внешних групп, представляющих целевые аудитории маркетинга территории, выступают инвесторы.
Виды инвесторов
В общем смысле под инвесторами принято понимать субъектов инвестиционной деятельности, осуществляющих вложение инвестиций в виде собственных, привлеченных либо заемных средств и обеспечивающих их целевое использование согласно действующему законодательству. Именно инвесторы выступают основными фигурами среди всех прочих субъектов инвестиционной деятельности. Их основной целью выступает получение прибыли на вложенный в той или иной форме капитал.
Инвесторы в процессе своей инвестиционной деятельности всегда сталкиваются с определёнными рисками. В случае, если речь идет об инвестировании средств в развитие территорий, эти риски обычно растут, однако и получаемая от них отдача также увеличивается.
В системе маркетинга в рамках маркетинговой среды инвесторы относятся к категории внешних стейкхолдеров, заинтересованных в развитии и укреплении маркетингового потенциала объекта инвестирования, будь то фирма, отрасль или регион в целом.
Инвесторы подлежат множественной классификации по различным основаниям. В зависимости от направленности основной хозяйственной деятельности они делятся на три категории:
- индивидуальные;
- корпоративные;
- институциональные.
К категории первых обычно относятся физические лица и домохозяйства. Как правило, они не производят объединения своих капиталов и инвестируют свои средства от своего имени независимо друг от друга. Вторые представлены организациями, т.е. хозяйственными структурами (чаще всего коммерческими), специализирующимися преимущественно на материальном инвестировании. Под институциональными инвесторами принято понимать финансовых посредников, в качестве своей основной функции формирующих свой капитал за счет средств вкладчиков и размещающих их в основном в ценные бумаги.
В зависимости от такого критерия, как принадлежность к резидентам, инвесторов принято делить на два типа – отечественных и иностранных, т.е. инвесторов-резидентов и инвесторов-нерезидентов. Данный подход весьма часто используется в сфере территориального маркетинга. К числу первых принято относить физических и юридических лиц, постоянно проживающих либо зарегистрировавших свой бизнес на данной территории. Местом проживания или регистрации вторых, соответственно, выступает иная территория.
Помимо прочего, инвесторов в зависимости от цели инвестирования также принято подразделять на стратегических и портфельных.
В реальной практике маркетинг территорий одновременно оказывается направлен на различные группы инвесторов, одна или несколько из которых могут быть ключевыми.
Специфика инвесторов как одного из основных компонентов целевой аудитории территориального маркетинга
Инвесторы играют весьма важную роль в развитии регионов. Именно они считаются одной из основных групп представителей целевой аудитории территориального маркетинга. При помощи привлечения их средств обеспечивается существенная часть реализуемых в России мероприятий территориального маркетинга.
Та оценка, которую дают инвесторы той или иной территории (региону) в значительной степени предопределяет ее инвестиционную, а следовательно, и экономическую привлекательность. Помимо прочего, не следует забывать, что именно инвесторы потенциально способны обеспечивать создание значительного притока финансовых ресурсов в регион, тем самым делая его более экономически привлекательным и конкурентоспособным с точки зрения маркетинга.
Таким образом, инвесторы, выступающие в качестве внешней заинтересованной стороны, играют весьма важную роль в территориальном маркетинге. С их помощью обеспечивается привлечение в регион финансовых ресурсов, развивается инфраструктура, улучшается имидж территории, повышается уровень ее конкурентоспособности и растет ее рыночный потенциал в целом. В то же время инвесторы выступают своего рода независимыми оценщиками маркетингового потенциала территории.
В рамках работы с инвесторами как целевой аудиторией территориального маркетинга при позиционировании и создании бренда территории во главу угла ставится с одной стороны создание интересных предложений для инвестиций (т.е. вливания финансовых вложений в регион и его инфраструктуру), а с другой – организация и проведение работы с общественностью. Основной задачей территориального маркетинга в отношении инвесторов, как одной из базовых категорий его целевых аудиторий, выступает повышение привлекательности и устойчивости развития региона с точки возможности инвестирования средств в его дальнейшее развитие.