Особенности мониторинга сайта перед запуском
Непосредственно пере запуском готового сайта следует провести его мониторинг, оценить полноту реализации возможностей использования интернета и эффективность решения поставленных задач.
Проверяются следующие составляющие:
- информационное наполнение;
- функциональность сайта;
- юзабилити;
- дизайн;
- техническая реализация;
- маркетинговая составляющая.
Под информационным наполнением сайта понимается информационная достаточность, а также качество представленных материалов и их адаптация для www. Кроме этого учитывается, насколько эффективно используются различные формы предоставления сведений, их точность и поддержка.
Функциональность сайта – это наличие рабочих модулей с информацией, презентация продукция и формирование заказа, наличие обратной связи. Важной составляющей являются инструменты продвижения, персонификация клиентов и кастомизация товаров (приведение товара под индивидуальные требования клиентов).
Юзабилити (Usability) – это оценка эргономичности и удобства пользования сайтом, а именно:
- эффективность навигации;
- адекватность интерфейса;
- наличие карты сайта;
- привычный вид полей и кнопок;
- наличие функции помощи.
Дизайн играет не последнюю роль в создании сайта. Он дополняет и усиливает вложенную в веб-ресурс информацию и функциональные возможности. Дизайн – это визуальное воплощение, которое и привлекает посетителей на сайт и удерживает их внимание. Внешний вид сайта отражает бренд компании, продукции или предоставляемых услуг. Он должен быть уникальным и запоминаемым. Это адекватное сочетание мультимедийных средств и дизайн-решений в одном.
Техническая реализация сайта подразумевает верстку, программирование, а также наполнение сайта контентом и предоставление инструкций для заказчика, проведение обучающих тренингов.
Маркетинговая составляющая любого сайта включает:
- ссылки на сайт и их цитирование;
- средства сбора сведений о посетителей веб-ресурса;
- посещаемость и особенности поведения пользователей на сайте;
- адреса, поисковики и каталоги;
- работа с аудиторией.
В данном случае необходимо проверить, правильно ли работа на сайте отражает маркетинговую политику компании.
Оценка юзабилити
Сайт является сложной системой, которая состоит из множества информационных блоков или страниц с перекрестными ссылками. Для оценки удобства их использования ввели такой термин как юзабилити (usability).
Юзабилити – это качественная оценка комфортной и удобной работы с сайтом. Любой пользователь должен без труда найти необходимую информацию, получить удовольствие от работы и не потеряться в многочисленных страницах и функциональных возможностях сайта.
Перед запуском веб-ресурса необходимо провести оценку его удобоиспользуемости. Этим занимается специалист по юзабилити. Основная его задача превратить посещение ресурса в максимально удобный сайт для всех посетителей. Он должен исправить все неработающие ссылки, найти проблемные места, исключить непонятные вещи, нестыковки, а также улучшить и упростить систему навигации и интерфейс.
С позиции seo аудит юзабилити осуществляется, так как улучшение показателей поведенческих факторов помогает поднять ресурс в топ в поисковой выдаче. К поведенческим факторам относят:
- информативность текстов;
- время нахождения пользователя на сайте;
- процент конверсии и пр.
Аудит юзабилити – это первый этап к оптимизации сайта. Дальше на основе результатов оценки проводится тестирование, установка инструментов аналитики и т.д.
Оценка Usability базируется на двух компонентах:
- анализ статистических данных;
- визуальное наблюдение за пользователями сайта.
Если компания решила провести аудит юзабилити самостоятельно, то следует учитывать следующие нюансы:
- анализ статистической информации через Яндекс.Метрика и Google.Analytics;
- опрос посетителей сайта (что понравилось, а что не понравилось);
- наблюдение за действиями посетителей (для этого используются все те же Яндекс.Метрика и Google.Analytics).
Также логично разделять направления проведения оценки юзабилити. Это оценка технической части, дизайна и контента сайта. Кроме этого параметры аудита юзабилити меняются исходя их ниши сайта, его структуры и географии пользователей. Поэтому следует знать особенности осуществления аудита юзабилити сайта-визитки, лендинга или блога.
Тестирование юзабилити
Когда сайт уже разработан и прошел проверку, встает вопрос о проведение тестировании его юзабилити. Особенно это важно, если с сайтом какие-то проблемы.
Usability тестирование – это метод оценки удобства и эффективности интерфейса.
Для проведения данной процедуры привлекаются целевые потребители, которые уже работали с данным сайтом.
Тестирование позволяет выявить причины следующих ситуаций:
- низкая конверсия интернет-магазина;
- обращение пользователей в колл-центр с вопросами, которые уже есть на сайте;
- негативные отзывы в мобильных приложениях сайта в App Store и Google Play;
- жалобы персонала на сложность работы с СЭД.
Кроме этого тестирование юзабилити позволяет:
- сравнить два интерфейса (старый и новый, свой и конкурирующий);
- сравнить удобство интерфейса для двух групп пользователей (новички и бывалые);
- определить потенциальные юзабилити-проблемы нового товара до его выхода на рынок;
- выявить соответствие товара определенным KPI (оформление заказа занимает не больше пяти минут).
Различают следующие виды тестирования юзабилити:
- в зависимости от степени участи модератора (модерируемое и немодеримое);
- в зависимости от места расположения респондента (очное и удаленное);
- в зависимости от целей (сравнительное, проверочное, эксплораторное).
Модерируемое тестирование предполагает, что модератор дает задания и мониторит ход их выполнения, а также задает уточняющие вопросы. Немодерируемое тестирование – это оценка без модератора, для этого существует специальный сервис, которые автоматически раздает задания и обратную связь.
При очном тестирование модератор и респондент общаются непосредственно между собой в определенном месте. При удаленном тестировании респондент может находится дома или на работе. В этом случае модератор может общаться с респондентом по видеосвязи или вообще отсутствовать.
Под сравнительным тестированием понимается проведении сравнительной оценки эффективности нового и старого варианта или двух товаров конкурентов. Для получения репрезентативных данных необходимо большое количество респондентов.
Проверочное тестирование проводится для поиска и корректировки юзабилити-проблемы, а также оценки показателей эффективности готовой продукции или ее макета.
Эксплораторное тестирование осуществляется на этапе разработки концепции интерфейса, чтобы проверить, насколько концепция понятна пользователям и соответствует их ожиданиям.