Основные принципы и концепции маркетинга персонала
Главным ресурсом компании являются кадры. Грамотное управление персоналом – это залог достижения целей компании и эффективного решения поставленных задач. Развитие науки и техники изменило роль человека в экономике. При производстве товаров и оказании услуг большое значение имеют знания, умения и компетенции сотрудников.
Маркетинг персонала – это новое понятие. Он получил свое практическое применение в начале 90-х годов XX века. В России о кадровом маркетинге заговорили недавно. Только немногие компании включают его в перечень основных функций служб персонала.
Элементами маркетинга персонала являются:
- стратегическое и оперативное планирование персонала;
- создание информационной базы для работы с кадрами посредством применения методов исследования рынка труда;
- формирование привлекательного образа работодателя через каналы коммуникаций с целевыми сегментами.
Выделяют несколько принципов, на которых построена маркетинговая деятельности в кадровой области:
- научность (применение достижений в области управления, социологии, психологии и др. наук);
- гуманизм (персонал – это главное звено процесса производства, ценность и нематериальный актив компании);
- перспективность (составление плана производства исходя их технологических возможностей и количество работающих);
- комплексность (исследование внутренних и внешних факторов, влияющих на показатели деятельности предприятия);
- согласованность (задачи маркетинга персонала соответствуют общим задачам и целям компании);
- оптимальность (стратегия маркетинга персонала учитывает действенные методы влияния на кадровый состав);
- оперативность (проблемы решаются по разработанным компанией шаблонам, которые постоянно корректируется под влиянием внешней среды);
- индивидуализация (учет личных и трудовых потребностей каждого сотрудника).
Маркетинг персонала изучается в широком и узком смыслах. В первом случае под кадровым маркетингом понимают философию и стратегию управления трудовыми ресурсами. Сотрудники являются внешними и внутренними клиентами компании. Поэтому для оптимального использования человеческих ресурсов необходимо создать благоприятные условия занятости, которые приведут к повышению эффективности деятельности предприятия в целом. Компания должна стремится создать партнера в лице каждого работника.
В узком смысле маркетинг персонала является особой функцией отдела кадров или службы управления персоналом. Эта функция позволяет определять и покрывать потребности организации в квалифицированных сотрудниках.
Концепции персонал-маркетинга
Под концепцией маркетинга персонала понимаются подход, в соответствии с которым выполняется работа по определению потребности в кадрах и поиску способов ее удовлетворению.
Различают следующие концепции персонал-маркетинга:
- концепция эффективного формирования профессиональных трудовых ресурсов;
- концепция человеческого капитала;
- концепция продвижения «продукта» персонал;
- ценовая концепция;
- концепция традиционного маркетинга;
- концепция социальных предпочтений;
- концепция потребительского выбора;
- концепция снабженческого маркетинга;
- концепция внутриорганизационного маркетинга;
- концепция эгомаркетинга.
В соответствии с первой концепцией потребители ориентируются на «продукт» - персонал, который продается по сниженной стоимости и доступен повсеместно. Маркетинг персонала предусматривает высокую серийности и формирование условий объединения способности к труду с капиталом через различные виды занятости.
Согласно второй концепции потребители ориентируется уже на «специфический персонал», который соответствует высшему уровню во всех отношениях. Усилия маркетинга направляются на формирование потребительной стоимости трудовых ресурсов и их постоянное развитие.
Концепция продвижения персонала основана на убеждении. Оно гласит: если оставить потребителю право самостоятельно решать вопросы найма сотрудников определенного уровня подготовки, то предпочтения выбора не изменятся. Если оставить право выбора за кандидатами за рабочее место, организовать конкурс, то компания сможет выбрать претендента с высокой способностью к труду.
Согласно ценовой концепции рост стоимости трудовых ресурсов может привести к максимальной отдаче, высокой производительности труда, а также улучшить климат в коллективе. Сотрудник, получающие высокую заработную плату, обычно дорожат и ценят свое рабочее место и делают все, чтобы ее не лишится.
Концепция традиционного маркетинга основана на том, что для достижения целей необходимо определить потребности целевых сегментов и удовлетворить их лучшими и эффективными способами, чем это делают конкурирующие компании.
Шестая концепция заключается в том, что рынок вынуждает работодателей адаптировать заработную плату и условия труда к предпочтениям потенциальных претендентов на место.
Следующая концепция предусматривает разумный выбор рабочей силы. Необходимо сопоставлять выгоды и затраты. Определить возможность сочетания способности кандидата к труду с капиталом в условиях их ограниченности.
Маркетинг персонала – это часть маркетинга снабжения в узком смысле, поскольку его задача состоит в обеспечении предприятия кадрами. Это активная форма социального процесса обмена между организацией и рынком труда.
Целью концепции внутриорганизационного маркетинга является объединение кадровой политики и сбытового маркетинга, которая предполагает применение инструментов управления персоналом и средств маркетинга для воздействия на сотрудников.
Концепция эгомаретинга и самомаркетинга – это определенный системный подход к самореализации личности. Человек в условиях конкуренции должен определить свое положение в обществе благодаря привлечению собственной инициативы, таланта, полученных знаний и навыков, а также активной жизненной позиции.
Инструменты кадрового маркетинга
Основными инструментами маркетинга персонала являются:
- опрос;
- наблюдение;
- интервью;
- тестирование;
- фокус-группы.
Данные методики позволяют определить получить субъективные и объективные оценки качества кандидатов на рабочие место в компании.
Выделяют и другие инструменты кадрового маркетинга, которые помогают компании привлекать новых специалистов, заявлять о себе как работодателе:
- ярмарки вакансий;
- заключение сотрудничество с учебными заведениями (колледжи, университеты);
- государственные службы занятости (биржи труда);
- объявления в СМИ;
- работа с кадровыми агентствами;
- вербовка персонала;
- неформальные коммуникации (через деловых партнеров или знакомых);
- конкурсы на замещение вакансий.